Опубликовано: 10 янв 2022
автор: БРКА
Информационная работа
Белорусской республиканской коллегии адвокатов
среди адвокатов
Белорусская республиканская коллегия адвокатов (далее – БРКА) постоянно призывает адвокатское сообщество больше заботиться об имидже адвокатуры и принимать меры к доведению до аудитории положительных отзывов о деятельности адвокатов, размещать в СМИ и сети Интернет положительный опыт в защите интересов граждан и субъектов хозяйствования. Если у адвоката нет своей странички в сети Интернет, БРКА публикует положительные отзывы на своих информационных ресурсах.
Ко Дню адвокатуры 26 июня в 2020 и 2021 годах с целью популяризации института адвокатуры адвокатами различных территориальных коллегий были опубликованы в районных газетах и на различных Интернет-ресурсах обращения к гражданам, где были отражены цели и задачи адвокатуры, важность своевременного обращения к адвокату за юридической помощью, необходимость решать любые конфликты только в рамках правового поля. Всего было опубликовано более 100 обращений в различных СМИ республиканского и регионального уровня.
БРКА постоянно обращает внимание адвокатов на то, что при публикации материалов в СМИ необходимо строго соблюдать Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» и Правила профессиональной этики адвоката, учитывать Обращение совета БРКА к адвокатам от 08.07.2020г., а также, во избежание неверного изложения смысла публикации, согласовывать окончательный вариант публикуемых материалов после их редактирования журналистами.
В частности, на эту тему были опубликованы письма БРКА:
«О публикациях в СМИ» (https://rka.by/news/o-publikatsiyakh-v-smi/),
«О публичных выступлениях адвокатов в СМИ» (https://rka.by/news/o-publichnykh-vystupleniyakh-advokatov-v-smi/).
В период предвыборной кампании 2020 года БРКА обращалась к адвокатскому сообществу с призывом показывать пример законопослушного поведения гражданам республики, соблюдать законодательство, Правила профессиональной этики адвоката и просто - правила человеческого общежития. Так, были опубликованы обращения БРКА:
«О некоторых вопросах публичных высказываний на фоне предвыборных кампаний» (https://rka.by/news/o-nekotorykh-voprosakh-publichnykh-vyskazyvaniy-advokatov-na-fone-predvybornykh-...),
«О некоторых вопросах деятельности адвокатуры» (https://rka.by/news/o-nekotorykh-voprosakh-deyatelnosti-advokatury/).
В последующем летом 2020 года БРКА неоднократно напоминала адвокатам о том, что при оказании юридической помощи адвокату следует неукоснительно соблюдать законодательство и использовать только законные методы и способы защиты, в том числе и во избежание причинения вреда интересам подзащитного. В интересах подзащитного адвокат не может позволять эмоциям руководить своими поступками. БРКА подчеркивала, что недопустимо заявлять, например, о том, что, если кто-то из сотрудников правоохранительных органов допустил нарушение, то плохо работает «вся система» («Обращение совета Белорусской республиканской коллегии адвокатов к адвокатам» https://rka.by/news/obrashchenie-soveta-belorusskoy-respublikanskoy-kollegii-advokatov-k-advokatam/).
«Обязанность адвоката оказывать юридическую помощь каждому нуждающемуся независимо от его должности, убеждений, совершенного правонарушения и т.д. закреплена в Конституции, и она будет оказана» («Адвокаты готовы оказывать юридическую помощь по административным делам на бесплатной основе» https://rka.by/news/advokaty-gotovy-okazyvat-yuridicheskuyu-pomoshch-po-administrativnym-delam-na-be....
Всего с начала 2020 года БРКА направило в адрес адвокатов более 60 писем с указанием на необходимость строгого соблюдения законодательства при осуществлении профессиональной деятельности и по иных актуальным вопросам.
С содержанием обращений БРКА можно ознакомиться, в том числе, в Вестнике Белорусской республиканской коллегии адвокатов (издан ограниченным тиражом).
В связи с тем, что различные информационные ресурсы размещали недостоверную информацию по трудовому праву, БРКА направила в территориальные коллегии ряд писем с разъяснением вопросов о порядке применения законодательства (в частности, по вопросам трудового права, порядка заключения договоров на оказание юридической помощи) и просила учитывать указанные разъяснения при оказании юридической помощи гражданам и субъектам хозяйствования.
Осенью 2020 года руководством БРКА проведено около ста выездных встреч с адвокатами Минской областной и Минской городской коллегий адвокатов. В ходе встречи обсуждались вопросы необходимости строгого соблюдения Правил профессиональной этики адвоката и иного законодательства, повышения качества оказания юридической помощи, факты нарушений профессиональных прав адвокатов, прав и свобод граждан, а также предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь (https://rka.by/news/o-vstreche-s-advokatami-v-tsentre-moka/).
Председатель БРКА неоднократно выступал в СМИ и лично перед адвокатами и напоминал, что адвокатура - негосударственная организация, которая выполняет государственную задачу об оказании юридической помощи. То есть, государство несет ответственность за доступность и качество оказываемой юридической помощи и контролирует данный процесс. Если адвокатское сообщество не сможет регулировать себя самостоятельно - контроль будет усилен.
Деятельность
по правовому просвещению граждан
В своих публикациях в 2020 - 2021 годах БРКА обращала внимание граждан, организаций, правоохранительных и иных государственных органов на необходимость четкого соблюдения Конституции и иного законодательства Республики Беларусь, чтобы обеспечить мирную и спокойную жизнь в нашем государстве:
«Адвокаты - о личном поручительстве граждан» (https://rka.by/news/advokaty-o-lichnom-poruchitelstve-grazhdan/),
«Адвокаты - об административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о выборах и порядке осуществления избирательных прав» (https://rka.by/news/advokaty-ob-otvetstvennosti-za-narushenie-zakonodatelstva-o-vyborakh/),
«Адвокаты - о досрочном голосовании» (https://rka.by/news/advokaty-o-dosrochnom-golosovanii-/),
«Адвокаты - об агитации» (https://rka.by/news/advokaty-ob-agitatsii/),
«Адвокаты - о массовых мероприятиях» (https://rka.by/news/advokaty-o-massovykh-meropriyatiyakh/).
Неоднократно БРКА доводила до сведения граждан, что прежде, чем совершать юридически значимые поступки, необходимо четко знать последствия их совершения, поскольку незнание закона не освобождает от ответственности, а также советовала гражданам обращаться за компетентным советом к адвокату.
В августе 2020 года от граждан поступали вопросы о том, как себя вести в случае административного задержания. В обращении, связанном с разъяснением норм Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, БРКА указала следующее: «Как граждане своей страны мы желаем, чтобы жизнь в ней была мирной и спокойной и подобные вопросы у наших граждан не возникали. … В заключение в очередной раз обращаем внимание граждан на то, что нарушение отдельными сотрудниками их прав не свидетельствует о том, что плохо работает вся правоохранительная система. При этом, на незаконные действия таких сотрудников нужно реагировать только законными способами. Законодательство Республики Беларусь предусматривает механизмы обжалования незаконных действий сотрудников и привлечения их к ответственности. Однако, если на незаконные действия гражданин отвечает такими же незаконными действиями - он сам становится правонарушителем» («Адвокаты – о правах граждан в административном процессе» https://rka.by/news/advokaty-o-pravakh-grazhdan-v-administrativnom-protsesse/).
Кроме того, было размещено обращение БРКА о том, что сотрудники правоохранительных органов, охраняющие общественный порядок, тоже нуждаются в защите. В этом обращении БРКА просила граждан отстаивать свои права законным путем, без погромов, беспорядков и насилия («Обращение БРКА к гражданам» https://rka.by/news/obrashchenie-brka-k-grazhdanam/).
Все вышеперечисленные публикации в целом были направлены на разъяснение гражданам необходимости разрешения всех возникающих спорных вопросов исключительно в рамках правового поля и о последствиях нарушения законодательства.
В целях диверсификации информационных ресурсов в 2020 - 2021 годах создан канал БРКА в мессенджере «Телеграм», аккаунты в социальных сетях «Инстаграм» и «Фейсбук», в интернет-ресурсах "Гугл Мой бизнес" и "ЯндексСправочник", чат "Адвокаты Беларуси" в мессенджере "Вайбер", что позволило расширить охват аудитории, включая и членов адвокатского сообщества, и граждан.
В апреле 2021 года БРКА обратилась к адвокатам о необходимости расширения работы по правовому просвещению граждан. Адвокатам предложено участвовать в группах по координации и выполнению плана мероприятий по правовому просвещению граждан в 2021-2025 годах, создаваемых во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2021 №107 "О правовом просвещении граждан в 2021-2025 годах". Также предложено организовать эффективное взаимодействие со СМИ и активнее использовать современные инструменты правового просвещения, особое внимание уделить информационно-просветительской работе с детьми и молодежью.
В октябре 2021 года БРКА направила в Минский городской исполнительный комитет письмо с предложением о сотрудничестве в части правового просвещения граждан, в том числе о распространении от его имени социальной рекламы о важности решения любых вопросов в правовом русле и обращения к адвокату до совершения каких-либо юридически значимых действий.
Адвокаты активно участвуют в правовом воспитании граждан путем проведения круглых столов, чтения лекций в трудовых коллективах, публикации статей о разъяснении действующего законодательства, ответов на вопросы граждан в режиме "онлайн" и иными способами. С начала учебного года в учреждениях образования адвокаты ведут участвуют в правовом воспитании несовершеннолетних по вопросам предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота наркотических и психотропных веществ.
Председатель БРКА также постоянно выступает в средствах массовой информации с целью повышения правовой культуры и правовой грамотности общества. Из них можно отметить следующие выступления:
19 октября 2021 года - статья "«Некоторые поставили политические амбиции выше долга» – Чайчиц о новой «моде» невероятных адвокатов" (https://www.mlyn.by/novosti/2021/10/nekotoryie-postavili-politicheskie-ambiczii-vyishe-dolga-chajchi...;
14 сентября 2021 года - статья "Чайчиц: санкции выступают грубейшим вмешательством во внутренние дела суверенных государств" (https://www.sb.by/articles/chaychits-sanktsii-vystupayut-grubeyshim-vmeshatelstvom-vo-vnutrennie-del...;
7 ноября 2021 - статья "Конституция должна соответствовать духу времени" (https://www.sb.by/articles/chaychits-konstitutsiya-dolzhna-sootvetstvovat-dukhu-vremeni.html).
Оказание юридической помощи
в условиях распространения Covid-19
БРКА постоянно обращает внимание адвокатов на необходимость соблюдения рекомендаций ВОЗ, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции (например, в письме «Обращение В.И. Чайчица к адвокатам» https://www.rka.by/news/obrashchenie-v-i-chaychitsa-k-advokatam), а также оказывает материальную помощь тем адвокатам, которые не может работать по причине болезни либо самоизоляции.
В связи со сложной эпидемиологической обстановкой БРКА рекомендовала адвокатам активнее заниматься оказанием юридической помощи и правовым воспитанием с использованием интернет-ресурсов.
В тех случаях, когда посещение подзащитных в местах содержания под стражей и кратковременного содержания приостанавливалось из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки, БРКА обращалась в уполномоченные органы с просьбой о принятии мер по возобновлению посещений, после чего посещение подзащитных возобновлялось.
Оказание бесплатной юридической помощи
Все адвокатские образования регулярно принимают участие в оказании бесплатной юридической помощи малоимущим накануне государственных праздников. Так, адвокаты дают бесплатные консультации социально незащищенным слоям населения накануне Дня Конституции, Дня адвокатуры, Дня Победы 9 мая, Дня юриста, Дня пожилого человека и др.
По своей инициативе с целью правового информирования населения адвокаты проводят лекции и беседы с отдельными гражданами, трудовыми коллективами, выступают в СМИ с разъяснением вопросов действующего законодательства.
В 2019 году между Белорусской республиканской коллегией адвокатов и Министерством обороны Республики Беларусь достигнута договоренность по оказанию адвокатами правовой помощи призывникам и в работе призывных комиссий страны. Для этого было организовано дежурство адвокатов в здании приемных комиссий, в помещениях военкоматов размещена информация о конкретных адвокатах, специализирующихся в области военной службы и призыва и т.д.
Также адвокаты оказывали юридическую помощь лицам, освобожденным из мест отбывания наказания в связи с применением к ним Закон Республики Беларусь от 19.07.2019г. «Об амнистии в связи с 75-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков».
С весны 2020 года адвокаты оказывают бесплатно и дистанционно юридическую помощь медицинским работникам, задействованным в борьбе с коронавирусной инфекцией в Беларуси.
В апреле 2021 года Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси во время Великой отечественной войны и послевоенный период и обратилась к гражданам с просьбой присылать документы, материалы, заявления, иную информацию о действиях, совершенных немецкими оккупационными властями и их пособниками, бандформированиями по уничтожению гражданского населения Беларуси, иных фактах геноцида в исследуемый период времени. Адвокаты Беларуси не остались в стороне от важных для граждан нашей страны вопросов, поэтому было принято решение об оказании на безвозмездной основе юридической помощи в составлении заявлений всем, кто желает обратиться в прокуратуру.
Оказание методической помощи
в защите профессиональных прав адвокатов
Вопрос соблюдения профессиональных прав адвокатов находятся на постоянном контоле БРКА и территориальных коллегий адвокатов. Каждый случай нарушения прав анализируется и даются рекомендации о способах защиты нарушенных прав.
По инициативе БРКА в территориальных коллегиях организована возможность оперативного получения адвокатами консультативной помощи с помощью "горячей линии" (в чатах коллегий, путем личного обращения к членам совета территориальной коллегии, общения по телефону и т.д.).
Сообщения о нарушении прав адвокаты также могут направлять неспоредственно в БРКА с помощью чат-бота в мессенджере "Телеграм".
В том случае, если адвокат, приняв все законные способы и средства защиты, самостоятельно не смог повлиять на восстановление нарушенных прав участников процесса, к решению проблемы присоединялся руководитель адвокатского образования, председатель территориальной коллегии адвокатов либо БРКА.
В частности, БРКА направляла соответствующие письма в уполномоченные государственные органы и организации. Были направлены письма: начальнику ГУВД Мингорисполкома - с просьбой о возобновлении допуска адвокатов к подзащитным, находящимся в ЦИП ГУВД Мингорисполкома; Генеральному прокурору Республики Беларусь - с просьбой о принятии мер к возобновлению допуска адвокатов в ЦИП, ИВС, СИЗО; Министру внутренних дел Республики Беларусь - с просьбой о решении вопросов, входящих в его компетенцию; Председателю Минского городского суда – с просьбой урегулировать вопрос о возможности фотографирования адвокатами дел об административных правонарушениях и многие другие.
Также ежедневно проводились устные беседы с уполномоченными представителями указанных и других государственных организаций с целью положительного разрешения возникших проблем.
Состоялось обсуждение вопросов оказания юридической помощи по административным делам между руководством БРКА и руководством Минского городского и Минского областного судов. БРКА получила заверения в том, что по каждому из представленных случаев нарушений будет проведена проверка.
Выдержки из некоторых ответов, полученных БРКА, были опубликованы (https://rka.by/news/o-poluchenii-informatsii-iz-mvd-i-generalnoy-prokuratury/, https://rka.by/news/ob-informatsii-iz-minskogo-gorodskogo-i-minskogo-oblastnogo-sudov/).
По вышеуказанной тематике опубликованы обращения БРКА:
«Обращение к адвокатам по вопросу субординации» (https://rka.by/news/obrashchenie-k-advokatam-po-voprosu-subordinatsii-/?sphrase_id=38699 );
«О принимаемых мерах по посещениям адвокатами клиентов в изоляторах» (https://rka.by/news/o-prinimaemykh-merakh-po-poseshcheniyam/).
Руководство территориальных коллегий адвокатов также проводило встречи с коллективами адвокатских образований по вопросам защиты в профессиональных прав.
Таким образом, по всем случаям обращений адвокатов в БРКА в рабочем порядке принимались меры немедленного реагирования с целью максимальной защиты интересов адвокатов.
Цифровизация адвокатской деятельности
БРКА активно способствует использованию адвокатским сообществом информационных технологий в своей деятельности.
Коллегии, БРКА и отдельные адвокаты имеют свои сайты, странички в соцсетях и используют иные электронные ресурсы для консультирования граждан, правового воспитания и доведения актуальной информации о деятельности адвокатского сообщества до всеобщего сведения. На сайте БРКА создан и активно используется интернет ресурс "Бесплатная юридическая онлайн-консультация на сайте Белорусской республиканской коллегии адвокатов" для обеспечения правового просвещения граждан.
На территории всей республики внедрена возможность дистанционной оплаты юридической помощи через автоматизированную информационную систему единого расчетного и информационного пространства ("ЕРИП").
Обучение адвокатов, участие в онлайн-семинарах и конференциях осуществляется дистанционно с использованием систем видеоконференцсвязи.
В настоящее время идет работа над созданием по заказу БРКА мобильного приложения "Адвокаты Беларуси", с помощью которого резиденты Республики Беларусь и других стран смогут получать юридическую помощь адвокатов Беларуси.В настоящее время идет работа над созданием по заказу БРКА мобильного приложения «Адвокаты Беларуси», которое позволит оперативно связаться из любой точки мира с адвокатом Республики Беларусь для получения юридической помощи.
С целью создания единого пространства для оперативного общения адвокатов нашей республики между собой и с руководством БРКА в мессенджере «Вайбер» создана группа «Адвокаты Беларуси». В настоящее время в группе состоит более половины адвокатов Республики Беларусь из всех регионов. В данной группе БРКА оперативно доводит до адвокатов актуальную информацию и получает по ней «обратную связь», а также адвокаты между собой обсуждают насущные вопросы из своей практики.
На территории Витебской области в качестве эксперимента для всех юридических консультаций созданы сайты, благодаря которым граждане могут найти информацию о месте нахождения любой юридической консультации Витебской области, проложить к ней маршрут, позвонить в ЮК непосредственно с сайта и т.д.
Кроме того, руководствуясь передовым опытом наших коллег из Российской федерации и Казахстана, БРКА предложила предусмотреть возможность дистанционного общения адвокатов со своим подзащитными в следственном изоляторе и Центре изоляции правонарушителей в городе Минске. Для этой цели БРКА предложила за свой счет установить в данных учреждениях необходимое оборудование.
«Детский адвокат»
В июне 2020 года представительство Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь в партнерстве с Белорусской республиканской коллегией адвокатов при финансовой поддержке Правительства Великобритании организовали оказание адвокатами Республики Беларусь юридической помощи детям и родителям онлайн и бесплатно по вопросам, затрагивающим права и законные интересы ребенка. Бесплатное онлайн-консультирование детей и родителей ведут адвокаты Минской областной коллегии адвокатов с использованием чат-бота Telegram «kids_lawyer_bot». Здесь можно задавать вопросы, затрагивающие права и интересы ребенка, по гражданскому, семейному, жилищному, административному и уголовному праву.
Также БРКА участвует в разработке Детским фондом ООН ЮНИСЕФ уникального, не имеющего аналогов в странах постсоветского пространства, мобильного приложения под названием «АдвоКот», которое предназначено для оперативного оказания юридической помощи несовершеннолетним и их родителям в интересах детей.
Участие в процессе законотворчества
Роль качества законодательства в защите прав граждан сомнений не вызывает. Как и в предыдущие годы, работа БРКА в 2021 г. в нормотворческой деятельности была направлена на развитие основополагающего конституционного принципа верховенства права и связанного с ним приоритета общепризнанных принципов международного права.
БРКА, в частности, участвовала в разработке следующих законопроектов:
1. Кодекс гражданского судопроизводства (общая и особенная части). Направлены мотивированные замечания.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь. Работа над проектом велась не один год с привлечением всех представителей адвокатского сообщества и продолжалась в 2021-м. Подготовлен значительный объем поправок, затрагивающих многие сферы (хозяйственные общества, интеллектуальная собственность и др.).
3. Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». По предложениям БРКА отменен трехлетний ценз для принятия в адвокатуру, нормы о форме договора на оказание юридической помощи согласованы с гражданским законодательством.
4. Закон об информировании о деятельности суда. БРКА внесла много замечаний, которые были учтены не только в данном законе. Например, в том числе и по предложению БРКА принято решение и разработан закон о внесении специальной главы в Кодекс о судоустройстве и статусе судей.
5. Закон «Об ипотеке». Все предложения БРКА были учтены при разработке изменений в закон.
6. Изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы. В частности, учтены следующие предложения БРКА:
медиация в уголовном процессе;
зачет в срок содержания под стражей 1 дня в СИЗО к 1,5 или двум дням в соответствующей колонии;
изменены подходы к наказанию за злостное уклонение осужденных от отбывания наказаний, не связанных с ситуацией изоляции от общества: декриминализированы статьи с 415 по 419 УК;
оптимизирована процедура и изменены условия рассрочки/отсрочки уплаты штрафов;
кассация в уголовном процессе. По предложению БРКА Верховный Суд совместно с НЦЗПИ разработали законопроект о введении кассационной стадии судопроизводства в целях обеспечения баланса в полномочиях проверочных судебных инстанций, исключения дублирования их полномочий и функций.
7. Законы «О недопущении реабилитации нацизма», «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму», «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации» и другие.
8. Постановления Пленума Верховного Суда:
«О практике применения судами норм Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, регулирующих производство дел в апелляционном порядке»;
«Об изменении постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 июня 2003 г. № 6» (по взяткодательству);
«Об изменении постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 2004 г. № 12» (по должностным преступлениям);
«О применении законодательства при рассмотрении гражданских дел по спорам, связанным с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов»;
«О выполнении судами постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 марта 2002 года № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей».
9. Постановления Министерства юстиции Республики Беларусь по вопросам адвокатской деятельности: "О примерных формах договоров на оказание юридической помощи", "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, учета и хранения ордеров", "Об утверждении Инструкции о порядке проведения аттестации адвокатов", "Об утверждении Инструкции о поведении адвоката в местах содержания под стражей и исправительных учреждениях", "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката", Инструкцию о порядке выдачи удостоверения адвоката, Инструкцию о порядке проведения аттестации адвокатов, Инструкцию о порядке прохождения стажировки гражданами Республики Беларусь, намеревающимися стать адвокатами и др.
Председатель БРКА участвовал в заседаниях Совета по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь. Внесены предложения включить в план работы Совета на 2022 год следующие вопросы:
антисанкционное регулирование;
правовое регулирование дистанционного труда в условиях пандемии;
правовое регулирование недобровольного медицинского вмешательства в условиях пандемии;
совершенствование правового регулирования залога и состязательности сторон в уголовно-процессуальном законодательстве;
совершенствование законодательства в сфере коррупции;
правовое регулирование интеллектуальной собственности;
социальное предпринимательство.
Участие адвокатского сообщества в противодействии
санкциям и иным ограничительным мерам
Адвокатура Беларуси, как и всё белорусское общество, обеспокоена введением санкций и иных ограничительных мер Европейским союзом, США, Великобританией, Швейцарией и другими странами. Вызывают беспокойство также публичные заявления о возможном введении новых ограничительных мер.
В этой связи БРКА изучает вопросы по организации процесса оспаривания санкций.
В частности, председатель БРКА В.И.Чайчиц участвовал в качестве руководителя экспертной группы в Международной конференции "Влияние глобальных экономических вызовов на социально-трудовые права человека", состоявшейся в Минске 13-14 сентября 2021. В рамках указанной конференции была принята Резолюция недопустимости односторонних мер принуждения одними международными организациями и государствами в отношении других государств и об ответных действиях последних. Также по итогам Международной конференции принято Экспертное заключение о том, какие международно-правовые нормы нарушаются в случае введения односторонних ограничительных мер.
Также в сфере противодействия санкциям БРКА тесно сотрудничает с Федерацией профсоюзов Беларуси: заключено соглашение с тем, чтобы сообща бороться против санкций в отношении физических и юридических лиц Республики Беларусь. Детали Соглашения еще дорабатываются. Главная задача – чтобы граждане и субъекты хозяйствования по любому правовому вопросу обращались к адвокатам.
Кроме того, БРКА прорабатывает способы оказания помощи подсанкционным юридическим и физическим лицам по вопросам оспаривания санкций и устранения их негативных последствий с участием адвокатов Республики Беларусь и иностранных коллег.
Развитие медиации
БРКА рекомендует адвокатам при оказании юридической помощи шире использовать медиацию, решать спорные вопросы мирным путем.
Многие адвокаты проходят обучение и получают свидетельство медиатора. На сегодняшний день около 25% адвокатов одновременно являются и медиаторами.
В территориальных коллегиях создаются комиссии по разрешению конфликтов. Главной целью деятельности комиссий является разрешение корпоративных споров, во избежание распространения коммерческой информации за пределы корпорации.
Адвокатура в Год народного единства
Адвокаты считают, что не должны быть в стороне от реализации государственных программ в Год народного единства. В этой связи БРКА и территориальные коллегии организуют различные мероприятия, посвященные Году народного единства, с целью реализации основополагающего принципа организации адвокатуры и адвокатской деятельности: доступность гарантированного Конституцией Республики Беларусь права на юридическую помощь.
БРКА высказала свою позицию об объявлении 2021 года Годом народного единства в статье «2021 - Год народного единства» (https://www.rka.by/news/2021-god-narodnogo-edinstva/).
БРКА инициировано сотрудничество с религиозными конфессиями страны с тем, чтобы и священники напутствовали прихожан для разрешения всех конфликтных и спорных вопросов обращаться к адвокатам. В конце 2021 - начале 2022 годов запланирована встреча с представителями разных конфессий, где будуи рассмотрены взаимоприемлемые варианты сотрудничества.
Также БРКА выступила с предложением о проведении в Год народного единства круглого стола с участием представителей МВД, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции, где будут обсуждены наиболее актуальные для сторон вопросы сотрудничества и очерчены планы на предстоящие годы.
Минская областная коллегия адвокатов в рамках Недели народного единства и по случаю Дня библиотек Беларуси 16 сентября 2021 года в помещении библиотеки № 14 им. Ф. Богушевича провела акцию «Правовая помощь доступна каждому». В ходе акции адвокаты Минской областной коллегии адвокатов разъяснили гражданам нормы жилищного, трудового, административного законодательства, провели консультации по гражданскому праву и вопросам наследования.
Адвокаты всех территориальных коллегий во всех своих выступлениях в рамках правового воспитания особо отмечают, что в Год народного единства особенно важно все спорные моменты решать в правовом русле.
Диалоговые площадки
Адвокаты участвовали в обсуждении изменений в Конституцию как на диалоговых площадках, так и путем личного направления своих предложений в уполномоченный орган. Все адвокаты, кто участвовал в диалоговых площадках, считают, что мирный диалог между людьми с полярными мнениями — это самый надежный способ разрешения возникших в обществе проблем.
От БРКА в Конституционную комиссию были направлены три письма с предложениями об изменении Конституции.
Работа БРКА в отношении
негативных высказываний об адвокатах в СМИ
БРКА неоднократно принимала меры к опровержению и недопущению впредь порочащих деловую репутацию адвокатов и адвокатуры в целом публикаций в СМИ, в том числе:
встреча председателя БРКА с руководством СМИ, министром информации;
встреча с использованием видеоконференцсвязи с участием БРКА, адвокатов Минска и Минской области, представителя Минюста и журналиста Муковозчика А.Н., где обсуждались публикации последнего;
круглый стол с участием представителей БРКА и Союза журналистов;
направление письма с требованием о недопущении публикаций, порочащих деловую репутацию адвокатов и адвокатуры в целом, в редакцию газеты "СБ.Беларусь сегодня".
Кроме того, БРКА планирует проведение круглого стола с редакцией издательского дома «Беларусь сегодня» на тему «Оказание юридической помощи в условиях пандемии Covid-19».
Благотворительные мероприятия
В декабре 2021 года адвокаты всех областей приняли участие в республиканской акции «Наши дети».
Адвокаты Гомельской областной коллегии в сотрудничестве с дирекцией Дворца творчества детей и молодежи в преддверии Нового года вручили своим подопечным подарки, приобретенные на собственные средства.
Председатель Минской областной коллегии адвокатов Смирнова И.М. побывала в гостях в детском доме семейного типа Василия Пацукевича. Она пообщалась с ребятами и их родителями, рассказала о своей профессии и организации, вручила сладкие подарки и большую коробку с сюрпризом.
29 декабря группа адвокатов Брестской областной коллегии адвокатов во главе с председателем коллегии Тамарой Анатольевной Шатликовой, совместно с председателем Малоритского районного Совета депутатов Олегом Якубчиком посетила приемную семью и детей-инвалидов Малоритского района. Затем делегация посетила еще четыре семьи, в которых воспитываются пятеро детей-инвалидов. Участники акции водили с детьми хороводы, загадывали им новогодние загадки, слушали стихи в исполнении детей. Все дети получили сладкие подарки.
Сотрудничество с общественными организациями
В 2021 году адвокатура Республики Беларусь наладила сотрудничество с различными общественными организациями.
Заключено соглашение между БРКА и Федерацией профсоюзов Беларуси о взаимовыгодном сотрудничестве.
В конце 2021 года начата работа по созданию в БРКА и территориальных коллегиях первичных профсоюзных организаций Белорусского профсоюза работников государственных и других учреждений.
Заключено соглашение о сотрудничестве с БРСМ. Интересы адвокатского сообщества в рамках соглашения будут представлять советы молодых адвокатов БРКА и территориальных коллегий адвокатов.
Мини-фильм об истории адвокатуры
10 декабря 2020 года в День прав человека БРКА опубликовала шестиминутный графический фильм о том, где и когда появилась профессия адвоката, как она развивалась на белорусских землях на протяжении столетий и как живет белорусская адвокатура в начале 21 века. В ретроспективе показано, какой была адвокатура в разные периоды истории и в разных государственных образованиях: Древнем Риме, Великом княжестве Литовском, Российской империи, БССР и Республике Беларусь. Линия времени позволяет отследить, когда и какие регулирующие деятельность адвокатов нормативные акты были приняты, кто мог стать адвокатом в различных формах государственности, существовавших на белорусских землях. С помощью инфографики в фильме продемонстрировано, как осуществляется адвокатская деятельность (через координирующий центр – БРКА – и территориальные коллегии адвокатов), когда она может быть бесплатной для граждан.
С помощью этого фильма БРКА стремится воплотить одну из основных задач адвокатуры – участие в правовом воспитании граждан. Фильм доступен для просмотра всем желающим, и есть надежда, что он послужит напоминанием о том, что профессия адвоката существует в интересах гражданина.
Опубликовано: 10 янв 2022
Автор: БРКА
УТВЕРЖДЕНО
Постановление совета
Белорусской республиканской
коллегии адвокатов
12.06.2023 № 05/06
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
1. Белорусская республиканская коллегия адвокатов (далее – БРКА, организация) уделяет особое внимание защите персональных данных и с уважением относится к соблюдению прав субъектов персональных данных.
Положение о политике в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) разъясняет субъектам персональных данных как и для каких целей их персональные данные собираются, используются или иным образом обрабатываются, а также отражает имеющиеся в связи с этим у субъектов персональных данных права и механизм их реализации.
2. Политика распространяет свое действие на обработку персональных данных:
работников БРКА;
бывших работников БРКА;
кандидатов на трудоустройство или заключение гражданско-правового договора;
адвокатов;
бывших адвокатов, исключенных из коллегий;
стажеров адвокатов;
претендентов на прохождение стажировки;
пользователей юридической онлайн-консультации на сайте БРКА;
контрагентов и представителей контрагентов БРКА;
лиц, обратившихся в БРКА с заявлением, жалобой, иным обращением.
2. Цели, объем и основания обработки персональных данных приведены в таблице 1.
3. Персональные данные могут быть использованы организацией в научных или иных исследовательских целях после обязательного обезличивания таких персональных данных.
4. БРКА осуществляет обработку только тех персональных данных, которые необходимы для выполнения заявленных целей и не допускает их избыточной обработки.
5. Организация не осуществляет передачу персональных данных третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
БРКА вправе поручить обработку персональных данных от ее имени или в ее интересах уполномоченному лицу на основании заключаемого с этим лицом договора.
Форма реестра уполномоченных лиц БРКА, обрабатывающих персональные данные, утверждается приказом председателя БРКА.
6. Трансграничная передача персональных данных
БРКА
не осуществляется.
7. Субъект персональных данных имеет право:
7.1. на отзыв своего согласия, если для обработки персональных данных организация обращалась к субъекту персональных данных за получением согласия. В этой связи право на отзыв согласия не может быть реализовано в случае, когда обработка осуществляется на основании договора (например, при реализации образовательных программ) либо в соответствии с требованиями законодательства (например, при проведении контроля либо рассмотрении поступившего обращения);
7.2. на получение информации, касающейся обработки своих персональных данных, содержащей:
место нахождения организации;
подтверждение факта обработки персональных данных обратившегося лица организацией;
его персональные данные и источник их получения;
правовые основания и цели обработки персональных данных;
срок, на который дано его согласие (если обработка персональных данных осуществляется на основании согласия);
наименование и место нахождения уполномоченного лица (уполномоченных лиц);
иную информацию, предусмотренную законодательством;
7.3. требовать от организации внесения изменений в свои персональные данные в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими или неточными. В этих целях субъект персональных данных прилагает соответствующие документы и (или) их заверенные в установленном порядке копии, подтверждающие необходимость внесения изменений в персональные данные;
7.4. получить от организации информацию о предоставлении своих
персональных данных, обрабатываемых организацией, третьим лицам. Такое право
может быть реализовано один раз в календарный год,
а предоставление соответствующей информации осуществляется бесплатно;
7.5. требовать от организации бесплатного прекращения обработки своих персональных данных, включая их удаление, при отсутствии оснований для обработки персональных данных, предусмотренных Законом и иными законодательными актами;
7.6 обжаловать действия (бездействие) и решения организации,
нарушающие его права при обработке персональных данных,
в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных
в порядке, установленном законодательством об обращениях граждан
и юридических лиц.
8. Для реализации своих прав, связанных с обработкой персональных данных, субъект персональных данных подает в БРКА заявление в письменной форме (а в случае реализации права на отзыв согласия – также в форме, в которой такое согласие было получено) по почтовому адресу: 220005, г.Минск, ул.В.Хоружей, 3-226.
Такое заявление должно содержать:
фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) субъекта персональных данных, адрес его места жительства (места пребывания);
дату рождения субъекта персональных данных;
изложение сути требований субъекта персональных данных;
идентификационный номер субъекта персональных данных, при отсутствии такого номера – номер документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных, в случаях, если эта информация указывалась субъектом персональных данных при даче своего согласия или обработка персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных;
личную подпись (для заявления в письменной форме) субъекта персональных данных.
Организация не рассматривает заявления субъектов персональных данных, направленные иными способами (e-mail, телефон, факс и т.п).
9. Удаление персональных данных оформляется и подтверждается актом удаления в случае, если персональные данные содержатся в электронной форме, либо актом уничтожения в случае, если персональные данные содержатся в письменной форме.
Персональные данные, содержащиеся в делах постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, подлежат передаче в архив организации в составе дел.
Персональные данные, содержащиеся в делах временного (до 10 лет) хранения, в архив организации не передаются и по истечении сроков временного хранения подлежат уничтожению в составе дел. В этом случае отдельный акт уничтожения персональных данных не составляется.Цели, объем и основания обработки персональных данных
Цели обработки персональных данных |
Категории субъектов персональных данных, чьи данные подвергаются обработке |
Перечень обрабатываемых персональных данных |
Правовые основания обработки персональных данных |
Срок хранения персональных данных |
|
Обработка персональных данных при осуществлении основной деятельности БРКА
|
|||||
Рассмотрение обращений, в том числе внесенных в книгу замечаний и предложений |
Лица, направившие обращение, иные лица, чьи персональные данные указаны в обращении |
Фамилия, собственное имя, отчество, адрес места жительства (места пребывания), номер телефона, суть обращения, иные персональные данные, указанные в обращении |
Обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 и абзац шестнадцатый пункта 2 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 "О защите персональных данных" (далее – Закон), пункт 1 статьи 3 Закона Республики Беларусь ”Об обращениях граждан и юридических лиц“
|
5лет с даты последнего обращения; 5 лет после окончания ведения книги замечаний и предложений. П.п.85, 89 Перечня типовых документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утв пост. Министерства юстиции от 24.05.2012 №140 (далее – Перечень) |
|
Предварительная запись на личный прием |
Лица, обращающиеся на личный прием |
Фамилия, собственное имя, отчество адрес места жительства (места пребывания), номер телефона, суть обращения |
Обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 Закона, пункт 7 статьи 6 Закона Республики Беларусь ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ |
5 лет с даты обращения. П.85 Перечня. |
|
Заключение и исполнение гражданско-правовых договоров |
Лица, уполномоченные на подписание договора |
Фамилия, собственное имя, отчество либо инициалы лица, должность лица, подписавшего договор, иные данные в соответствии с условиями договора (при необходимости) |
1. В случае заключения договора с физическим лицом – обработка на основании договора с субъектом персональных данных: абзац пятнадцатый статьи 6 Закона 2. В случае заключения договора с юридическим лицом – обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 Закона, статья 49, пункт 5 статьи 186 Гражданского кодекса |
3 года после окончания срока действия договора, контракта, проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет после окончания срока действия договора, контракта. П.70 Перечня |
|
Направление на стажировку |
Претенденты на прохождение стажировки |
Фамилия, собственное имя, отчество претендента, адрес места жительства, телефон, сведения о трудовой деятельности, образовании |
Ч.3 п.2 ст.9 Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон об адвокатуре) |
10 лет ЭПК. П.37 Перечня |
|
Юридическое онлайн-консультирование на сайте БРКА |
Пользователи юридической онлайн-консультации |
Имя, телефон, адрес электронной почты пользователя |
Согласие, полученное путем заполнения формы на странице https://www.rka.by/faq_ask/ |
1 год после окончания срока, на который дается согласие. П.331 Перечня П.2.13 Правил работы Интернет-ресурса "Бесплатная юридическая онлайн-консультация Белорусской республиканской коллегии адвокатов" |
|
Публикация новостей на информационных ресурсах БРКА (web-сайт, электронное издание «Адвокат», мобильные приложения «Адвокаты Беларуси») |
Адвокаты, должностные лица государственных органов и организаций, лекторы УМЦ БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, должность |
Абзац 20 ст.6 Закона |
Постоянно. П.1054.1 Перечня |
|
Согласия субъектов персональных данных на обработку их персональных данных
|
Лица, согласие которых отбирается |
В соответствии с абзацем 9 статьи 1 Закона |
Ст. 5 Закона |
1 год после окончания срока, на который дается согласие. П.33 1 Перечня |
|
Заявления субъектов персональных данных
|
Заявители |
Сведения, содержащиеся в заявлении |
Ст.14 Закона |
1 год. П.33 2 Перечня |
|
Обработка персональных данных работников аппарата БРКА в процессе трудовой (служебной) деятельности
|
|||||
Оформление (прием) на р аботу |
Соискатели, члены их семей |
Ст. 26 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК ), Инструкция о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утв. постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2 |
Оформление трудовых (служебных) отношений, а также в процессе трудовой (служебной) деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 26 ТК, п. 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5
|
Личные дела работников - 55 лет после увольнения. П. 673.3 Перечня. |
|
Ведение трудовых книжек |
Работники аппарата БРКА |
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 «О трудовых книжках» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Трудовые книжки - до востребования. Невостребованные – не менее 50 лет.
|
|
Ведение учета фактически отработанного времени |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество либо инициалы, занимаемая должность работника, сведения о времени нахождения или отсутствия на рабочем месте |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 133 ТК |
Сводки, сведения, докладные записки и др. – 3 года. Журналы учета рабочего времени – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П.п.487, 488 Перечня
|
|
Выплата заработной платы |
Работники аппарата БРКА |
Паспортные данные, сведения о трудовой деятельности, заработной плате, банковские данные |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, п. 5 ст. 11 Трудового кодекса (далее – ТК) |
3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет. П.205 Перечня.
|
|
Выплата пособий по временной нетрудоспособности |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, сведения о состоянии здоровья работника
|
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, п. 5 ст. 11 ТК |
Документы о выплате пособий, пенсий, об оплате листков нетрудоспособности по гос.соц. страхованию, листки нетрудоспособности – 3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П.п. 215, 219 Перечня |
|
Командирование |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество работника, занимаемая должность, паспортные данные, сведения о проездных документах, бронировании гостиниц и иные сведения, предусмотренные законодательством и (или) необходимые для организации командировки |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. ст. 93, 95 ТК |
В пределах Республики Беларусь – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 697.1 Перечня. При служебных командировках за границу – 10 лет. Выделяются к уничтожению по прошествии не менее 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П. 697.2 Перечня.
|
|
Применение мер поощрения. Предоставление гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством о труде
|
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, сведения, послужившие основанием для поощрения, предоставления гарантии, компенсации |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, глава 9 ТК, ст. 196 ТК |
55 лет. П. 21.3 Перечня
|
|
Привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности
|
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, сведения, послужившие основанием для привлечения к ответственности |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, главы 14, 37 ТК |
3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 21.4 Перечня |
|
Предоставление трудовых и социальных отпусков |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, даты отпуска, вид отпуска, иные сведения, послужившие основанием для предоставления социального отпуска (сведения о состоянии здоровья, о рождении детей) |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, глава 12 ТК |
Графики трудовых отпусков – 1 год. П. 702 Перечня. Приказы о предоставлении трудовых отпусков – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 21.4 Перечня. Приказы о предоставлении социальных отпусков – 55 лет. П. 21.3 Перечня. |
|
Изменение и прекращение трудового договора |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество работника, сведения о трудовой деятельности, объяснительные и докладные записки и иные сведения, послужившие основанием для изменения, прекращения трудового договора |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, главы 3, 4 ТК |
Приказы, распоряжения, указания руководителей организаций – 55 лет. П. 21.3 Перечня. Трудовые договоры (контракты) и дополнительные соглашения к ним – 3 года после окончания срока действия трудовых договоров, контрактов. П.676 Перечня |
|
Ведение воинского учета |
Военнообязанные работники БРКА, члены их семей |
Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 27.01.2020 № 5 «Об установлении форм документов воинского учета» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 9 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 «О воинской обязанности и воинской службе» |
5 лет. П. 691 Перечня |
|
Подача документов в целях осуществления государственного социального страхования
|
Работники аппарата БРКА |
Паспортные данные, медицинские и иные сведения, являющиеся основанием для осуществления социального страхования |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, абз. 17 п. 2 ст. 8 Закона, п. 1 ст. 5 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» |
1 год после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 203 Перечня
|
|
Подача документов учета застрахованных лиц |
Работники аппарата БРКА, лица, работающие по гражданско-правовому договору |
Постановление Правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 «О порядке заполнения и приема-передачи форм документов персонифицированного учета» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Документы, послужившие основанием для назначения пособий, выплачиваемых из средств государственного социального страхования – 5 лет. П. 636 Перечня |
|
Оформление документов, необходимых для назначения пенсии
|
Работники аппарата БРКА |
В соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596- XII «О пенсионном обеспечении» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Документы индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, послужившие основанием для начисления пенсии – 5 лет. П. 640.2 Перечня |
|
Оформление формы ПУ‑2 |
Бывшие работники аппарата БРКА |
Фамилия, имя, отчество, страховые данные, сведения о периоде трудовой деятельности |
Абзац 8 ст. 6 Закона, п. 15 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утв. постановлением Совета министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 |
Документы о подтверждении трудового стажа работников – 5 лет. П. 687 Перечня |
|
Договоры о материальной ответственности |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, имя, отчество, должность |
Абзац 8 ст. 6 Закона, ст. 405 ТК |
3 года после увольнения, смены материально ответственного лица, проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если проверка не проводилась – 10 лет после увольнения, смены материально ответственного лица. П. 232 Перечня
|
|
Обработка БРКА персональных данных адвокатов |
|||||
Организация и осуществление избрания председателя БРКА и его заместителя |
Члены совета БРКА – кандидаты на должность |
Фамилия, имя, отчество, место работы кандидата на должность |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п. 3 ст. 47 Закона об адвокатуре |
Постоянно. П. 17 Перечня |
|
Выплата вознаграждения председателю БРКА, заместителю, руководителю УМЦ БРКА, членам совета, ревизионной комиссии БРКА
|
Председатель, заместитель председателя БРКА, руководитель Учебно-методического центра БРКА, члены совета, ревизионной комиссии БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, банковские сведения, сведения о размере вознаграждения |
|
Постановления совета БРКА о размере вознаграждения – постоянно. П.17 Перечня. Распоряжение о выплате и документы к нему – постоянно. П.21.1 Перечня |
|
Командирование |
Председатель, заместитель председателя БРКА, руководитель Учебно-методического центра БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, паспортные данные, сведения о проездных документах, бронировании гостиниц и иные сведения, предусмотренные законодательством и (или) необходимые для организации командировки |
Абзац 8 ст. 6 Закона, ст. ст. 93, 95 ТК |
В пределах Республики Беларусь – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 697.1 Перечня. При служебных командировках за границу – 10 лет. Выделяются к уничтожению по прошествии не менее 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П. 697.2 Перечня
|
|
Изготовление удостоверения адвоката |
Адвокаты, в том числе председатели и заместители председателей коллегий адвокатов |
Фамилия, имя, отчество, цветная фотография адвоката, лицензия на осуществление адвокатской деятельности, место работы. Указание на должность председателя, заместителя председателя коллегии адвокатов. |
Абзац 20, ст. 6 Закона, п. 3 ст. 11 Закона об адвокатуре |
Документы об изготовлении, реализации, пересылке, уничтожении удостоверений адвокатов (заявки, акты, переписка и др.) – постоянно. П.425 Перечня |
|
Возбуждение и рассмотрение дел о дисциплинарной ответственности, рассмотрение жалоб на решения о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности либо о прекращении дисциплинарного производства в отношении адвоката
|
Адвокаты, председатели, заместители и члены советов коллегий адвокатов, лица, обратившиеся с жалобой на действия адвоката |
Фамилия, имя, отчество, место работы адвоката, фамилия, имя, отчество, место жительства, номер телефона лица, обратившегося с жалобой, сведения, изложенные в жалобе или ином документе, послужившем основанием для рассмотрения дела |
Абзац 20, ст. 6 Закона, п. 4 ст. 47, абз. 10,17,18 п. 6 ст. 47 Закона об адвокатуре |
Постоянно. П. 17 Перечня. Документы о дисциплинарных нарушениях (обзоры дисциплинарной практики адвокатов, дела о дисциплинарных проступках адвокатов) - 5 лет. Протокол заседания экспертной комиссии от 01.03.2023 №2 |
|
Материальная помощь адвокатам, ветеранам адвокатуры
|
Адвокаты, бывшие адвокаты |
Фамилия, имя, отчество, место работы, контактный номер телефона, место жительства, сведения о трудовой деятельности, иных основаниях для оказания материальной помощи, банковские сведения, сведения о размере вознаграждения |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре |
Постановление совета БРКА о выплате материальной помощи – постоянно. П.17 Перечня. Распоряжение о выплате и документы к нему – постоянно. П.21.1 Перечня |
|
Обучение |
Стажеры адвоката, адвокаты |
Фамилия, собственное имя, отчество стажера, адвоката, адрес места жительства, номер телефона, место работы, паспортные данные
|
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре |
3 года. Протокол экспертной комиссии от 01.03.2023 №2 |
|
Собирание сведений о деятельности адвокатов
|
Адвокаты |
Фамилия, собственное имя, отчество адвоката, место работы, собираемые сведения |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре |
10 лет ЭПК. П.37 Перечня |
|
Размещение информации об адвокатах на сайте, в мобильных приложениях БРКА |
Адвокаты |
Фамилия, имя, отчество, место работы, контактный телефон, адрес электронной почты, цветная фотография, лицензия на право осуществления адвокатской деятельности, должность, специализация, владение иностранным языком, свидетельство медиатора, адрес личного сайта |
Абзац 20 ст. 6 Закона, ст.4 Закона об адвокатуре (организация адвокатуры и адвокатской деятельности основывается на принципе доступности юридической помощи), абзац девятый ст.42 Закона об адвокатуре (к компетенции территориальной коллегии относится ведение официальных сайтов в глобальной компьютерной сети Интернет с размещением информации об адвокатах) |
Данные удаляются с сайта и из мобильных приложений после исключения адвоката из территориальной коллегии адвокатов |