Опубликовано: 7 июл 2022
автор: БРКА
УТВЕРЖДЕНО
Протокол съезда адвокатов
Республики Беларусь
07.07.2022
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ АДВОКАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Концепция развития адвокатуры Республики Беларусь на период до 2030 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с основными положениями Конституции Республики Беларусь, решениями VI Всебелорусского народного собрания, Законом Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года, одобренной на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь (протокол от 4 февраля 2020 г. №3), и направлена на обеспечение доступа граждан и юридических лиц к получению квалифицированной юридической помощи.
Концепция определяет цели и основные направления совершенствования адвокатской деятельности в условиях правовой системы государства, развивающейся под влиянием конституционных изменений и дополнений, внесенных в результате референдума от 27 февраля 2022 года, и прогнозирует возможности повышения ее социальной эффективности.
Концепция содержит оценку текущего состояния и тенденций развития адвокатского сообщества, определяет систему приоритетов, направлений и организационный механизм дальнейшего совершенствования адвокатской деятельности в Республике Беларусь с учетом современных тенденций и накопленного в данной сфере потенциала.
ГЛАВА 1
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНСТИТУТА АДВОКАТУРЫ
По состоянию на 1 января 2022 года в Республике Беларусь осуществляли деятельность 1 872 адвоката, являвшиеся членами семи территориальных коллегий. Действовали 184 юридические консультации.
Количество адвокатов в возрасте до 30 лет составляло 147 человек, пенсионного возраста – 293 человека.
Следует отметить, что на сегодняшний день 22 адвоката обладают ученой степенью кандидата юридических наук, 12 являются арбитрами Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате, 1 адвокат является третейским судьей, 1 – арбитром спортивного третейского суда, 174 адвоката имеют свидетельство медиатора.
Динамика изменения количества адвокатов за последние 5 лет свидетельствует о тенденции к количественному уменьшению национального адвокатского корпуса. Так, в 2017 году в адвокатуре работало 2 127 адвокатов, тогда как в 2021 году количество адвокатов уменьшилось до 1 872.
В процентном отношении сокращение количества адвокатов с 2017 по 2021 год составило 12 %.
Вместе с тем ежегодное количество выполненных адвокатами республики поручений на оказание юридической помощи уменьшилось за пятилетний период лишь на 5,8% (с 305 259 поручений до 287 368).
Число молодых адвокатов в возрасте до 30 лет, составлявшее по состоянию на 1 января 2018 года 272 адвоката, за указанный период времени сократилось на 46 %.
Наблюдается ежегодное уменьшение доли стажеров, успешно сдавших квалификационный экзамен на допуск к профессии.
Если в 2017 году успешно сдали квалификационный экзамен 66 % стажеров, то в 2021 - только 40 %.
Таким образом вопросами, требующими разрешения на современном этапе, являются:
организация надлежащей работы по привлечению в адвокатуру молодых специалистов и планированию их подготовки;
повышение квалификации адвокатов в вопросах представления интересов Республики Беларусь в международных арбитражных учреждениях;
необходимость обеспечения регионов высококвалифицированными специалистами;
тенденция к старению адвокатского корпуса;
недостаточный уровень сотрудничества с учреждениями образования при формировании профессиональных компетенций выпускников, заинтересованных в стажировке в адвокатуре;
отсутствие единообразной программы подготовки стажеров;
совершенствование порядка оплаты труда адвоката при участии в качестве защитника в уголовном деле по требованию органа, ведущего уголовный процесс (статьи 46 УПК);
необходимость улучшения материально-технического обеспечения юридических консультаций в регионах;
недостаточная цифровизация порядка оказания юридической помощи и другие.
Разрешение отмеченных проблемных вопросов позволит на высоком профессиональном уровне решать задачи государственной правовой политики, осуществлять защиту прав и законных интересов граждан и организаций, общественных и государственных интересов.
ГЛАВА 2
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ АДВОКАТУРЫ
Определяющими целями Концепции являются: развитие в обществе правовой модели поведения граждан, обеспечение верховенства права, повышение юридической грамотности населения, поддержание устойчивого уважения к закону. Адвокаты, как ориентир законопослушного поведения, должны занимать активную гражданскую позицию в этих вопросах.
Защита интересов государства и общества – предусмотренная законом обязанность адвоката, и его действия должны быть направлены на обеспечение мира и гражданского согласия, благополучия граждан, независимости и суверенитета Беларуси.
Для достижения указанных целей в Концепции поставлены следующие задачи:
обеспечение гарантированного Конституцией Республики Беларусь права на юридическую помощь, ее доступности;
укрепление взаимодействия адвокатуры и государственных органов;
совершенствование методов оказания доступной и квалифицированной юридической помощи гражданам и юридическим лицам;
обеспечение соответствия оплаты юридической помощи ее объему, сложности и качеству;
развитие национальной адвокатской корпорации, деятельность которой основывается на принципах и нормах Конституции Республики Беларусь, актах законодательства, профессиональных и общих этических требованиях;
совершенствование механизма самоуправления адвокатуры, отвечающего принципам законности, повышения качества юридической помощи, соблюдения Правил профессиональной этики адвоката;
обеспечение адвокатуры высококвалифицированными специалистами, готовыми к профессиональной деятельности в современных условиях, в том числе представлению интересов Республики Беларусь в международных арбитражных учреждениях на качественном уровне;
создание механизма, обеспечивающего постоянное повышение квалификации адвокатов;
использование адвокатами возможностей медиации в целях мирного урегулирования конфликтов;
совершенствование системы мониторинга соблюдения адвокатами Правил профессиональной этики адвоката и качества оказания юридической помощи;
внедрение современных форм участия адвокатов в правовом просвещении;
повышение статуса адвоката и его роли в обеспечении защиты прав и законных интересов государства и общества;
повышение престижа профессии и эффективности работы органов самоуправления адвокатуры;
дальнейшая цифровизация юридической помощи, создание правовых сервисов и ресурсов, ориентированных на применение информационных технологий, внедрение искусственного интеллекта.
ГЛАВА 3
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ АДВОКАТУРЫ
С целью решения определенных настоящей Концепцией задач адвокатура Республики Беларусь определяет в качестве приоритетных следующие направления развития.
3.1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АДВОКАТУРЫ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ
Конституция Республики Беларусь (статья 62) гарантирует, что каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, других организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.
Адвокатура в Республике Беларусь – это правовой институт, основными задачами которого являются оказание в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на профессиональной основе гарантированной государством юридической помощи в целях осуществления и защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, а также участие в правовом воспитании граждан.
Государство, со своей стороны, гарантирует адвокатам возможность осуществления адвокатской деятельности и способствует созданию для этого необходимых условий, обеспечивает независимость деятельности адвокатуры, доступность юридической помощи, а также сотрудничество государственных органов и органов адвокатского самоуправления в деле обеспечения защиты прав, свобод и интересов граждан, оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам.
На основании этого адвокатура взаимодействует с государственными органами, участвуя в экспертной деятельности и в законопроектной работе, в том числе по вопросам адвокатской деятельности и адвокатуры, судопроизводства и защиты прав граждан.
Для успешной реализации социально значимой функции адвокатуры – оказания квалифицированной юридической помощи гражданам и юридическим лицам - адвокатам вместе с государственными органами следует принимать меры по обеспечению верховенства права, повышению уровня защиты прав граждан.
С целью реализации указанных задач необходимо развивать взаимодействие с государственными органами и организациями по следующим направлениям:
участие в подготовке, обсуждении и проведении экспертиз проектов нормативных правовых актов по вопросам, касающимся адвокатуры и затрагивающим интересы адвокатов, в том числе Правил профессиональной этики адвоката;
сотрудничество с государственными органами по вопросам информационно-правового обеспечения деятельности адвокатуры, проведения мероприятий по повышению квалификации адвокатов;
обеспечение участия представителей адвокатуры в работе квалификационной комиссии Министерства юстиции по вопросам адвокатской деятельности;
разработка и подписание соглашений о профессиональном взаимодействии с Верховным Судом Республики Беларусь, Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, Следственным комитетом Республики Беларусь, Министерством внутренних дел Республики Беларусь, касающихся обмена информацией, необходимых консультаций, разработки и реализации мер, требующих совместного участия;
участие в проводимых государственными органами мероприятиях социальной и общегуманитарной направленности.
3.2. ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОРГАНОВ АДВОКАТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Для эффективного представления интересов адвокатов во взаимодействии с государственными органами необходимо укрепление авторитета органов адвокатского самоуправления.
Авторитет адвокатуры как профессиональной корпорации обеспечивают органы адвокатского самоуправления, в первую очередь – Белорусская республиканская коллегия адвокатов и территориальные коллегии. С учетом современных тенденций выполнение основных задач адвокатуры возможно лишь при условии тесного сотрудничества и взаимодействия адвокатуры с органами государственной власти всех ветвей – законодательной, исполнительной, судебной. Наиболее важное значение имеет развитие Белорусской республиканской коллегии адвокатов (в дальнейшем – также БРКА) как организации, способной надлежащим образом обеспечить представление и защиту прав и законных интересов адвокатов.
Для достижения указанной цели необходимо повышение эффективности работы органов адвокатского самоуправления и всех адвокатских образований.
3.2.1. СЪЕЗД АДВОКАТОВ
В соответствии с положениями статьи 50 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» съезд адвокатов является высшим органом адвокатского самоуправления.
Съезд адвокатов является важной формой адвокатского представительства, к компетенции которого относится рассмотрение важнейших вопросов адвокатуры и адвокатской деятельности, а именно:
рассмотрение в пределах своей компетенции актуальных проблем совершенствования адвокатуры и адвокатской деятельности;
обсуждение вопросов повышения качества и доступности юридической помощи, внесение субъектам права законодательной инициативы предложений о совершенствовании законодательства;
заслушивание отчета председателя Белорусской республиканской коллегии адвокатов о работе совета Белорусской республиканской коллегии адвокатов;
рассмотрение иных вопросов организации деятельности адвокатуры.
Проведение съезда адвокатов способствует вовлечению всех адвокатов территориальных коллегий к подготовке и принятию актуальных для всех адвокатов страны решений, касающихся адвокатской деятельности, сплочению адвокатского сообщества, выработке единых подходов к разрешению возникающих проблемных вопросов.
Созыв съезда адвокатов как органа прямого адвокатского самоуправления с участием представителей государственных органов, общественных объединений, ученых-юристов будет способствовать укреплению авторитета адвокатуры, укрепит статус Белорусской республиканской коллегии адвокатов как органа, представляющего интересы всех адвокатов страны.
3.2.2. СОВЕТЫ БЕЛОРУССКОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОЛЛЕГИЙ АДВОКАТОВ
В связи с реформированием в 2021 году законодательства об адвокатуре произошли существенные изменения в организации осуществления адвокатской деятельности, в порядке формирования органов адвокатского самоуправления, расширена компетенция советов Белорусской республиканской и территориальных коллегий адвокатов (в дальнейшем – также ТКА).
К полномочиям советов ТКА дополнительно отнесены:
утверждение размеров фиксированных взносов адвокатов в территориальную коллегию адвокатов, на содержание Белорусской республиканской коллегии адвокатов и в фонд развития адвокатуры;
обеспечение соответствия оплаты юридической помощи ее объему, сложности и качеству;
рассмотрение дел о дисциплинарной ответственности адвокатов.
С расширением полномочий советов существенно возрастает их роль и значение в жизни адвокатского сообщества, ответственность за принятые решения. В связи с этим в члены совета следует избирать авторитетных, грамотных, инициативных, неравнодушных адвокатов, способных эффективно выполнять задачи, поставленные перед ними органами адвокатского самоуправления.
Кроме того, за членами совета необходимо закреплять отдельные направления деятельности коллегии с целью качественной подготовки вопросов, выносимых на решение совета, и последующего контроля за их исполнением.
В связи с установлением юридических консультаций основной организационной формой осуществления адвокатской деятельности в значительной степени возрастает роль заведующих юридическими консультациями в вопросах организации адвокатской деятельности, качества оказания юридической помощи, соблюдения адвокатами Правил профессиональной этики адвоката.
Изменение роли и полномочий заведующих предлагается закрепить в Положении о заведующем юридической консультацией, утвержденном постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 01.02.2012 №29.
3.2.3. КОМИССИЯ ПО СОБЛЮДЕНИЮ АДВОКАТАМИ ПРАВИЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ АДВОКАТА
(КОМИССИЯ ПО ЭТИКЕ)
Правила профессиональной этики адвоката основаны на нравственных критериях и традициях адвокатуры, а также на международных стандартах и правилах адвокатской профессии и представляют собой свод положений, определяющих требования, предъявляемые к личности адвоката и его поведению при выполнении профессиональных обязанностей, а также во взаимоотношениях с клиентами, коллегами, органами адвокатского самоуправления, органами государственного управления, правоохранительными органами и судами, иными организациями и должностными лицами.
Адвокат должен утверждать уважение к адвокатской профессии, ее сущности и общественному назначению, содействовать сохранению и повышению ее престижа. В любой ситуации, в том числе вне профессиональной деятельности, адвокат должен сохранять честь и достоинство, избегать всего, что могло бы нанести ущерб авторитету адвокатуры или подорвать доверие к ней.
Соблюдение адвокатами Правил профессиональной этики адвоката является неотъемлемым условием осуществления адвокатской деятельности.
Комиссия по этике является коллегиальным органом и может создаваться при Белорусской республиканской и территориальных коллегиях адвокатов.
Целью деятельности комиссии по этике является формирование единых подходов к соблюдению адвокатами Правил профессиональной этики адвоката, привлечение к рассмотрению вопросов адвокатской этики авторитетных, наиболее опытных, профессионально подготовленных адвокатов, утверждение среди адвокатов принципов уважительного отношения к закону, традициям и обычаям адвокатского сообщества, воспитание молодого поколения адвокатов.
Привлечение комиссии по этике к вопросам рассмотрения дел о дисциплинарной ответственности адвокатов будет способствовать принятию справедливых и обоснованных решений.
Комиссия по этике при БРКА может способствовать разрешению с использованием методов медиации внутрикорпоративных споров и конфликтов, что обеспечит повышение качественного уровня межличностной коммуникации адвокатов, положительно скажется на урегулировании деловых споров, позволит избежать разрыва партнерских и человеческих отношений, подрыва деловой репутации.
Одними из задач комиссии по этике являются подготовка методических рекомендаций по вопросам профессиональной этики, предложений по внесению изменений и дополнений в Правила профессиональной этики адвоката, участие в разрешении внутрикорпоративных споров.
3.2.4. СОВЕТЫ МОЛОДЫХ АДВОКАТОВ
Государственная молодежная политика в Республике Беларусь является стратегическим направлением социально-экономического развития общества.
В Республике Беларусь принята Стратегия развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь до 2030 года, целью которой является улучшение качества жизни молодежи, усиление ее роли в социально-экономическом развитии Республики Беларусь. Среди основных приоритетов стратегии обозначены повышение качества национального образования, занятость молодежи, ее участие в общественно-политической жизни страны, развитие творческого и научного потенциала.
Адвокатура, являясь самоуправляемым правовым институтом, реализующим государственные задачи, обеспечивает выполнение приоритетов, обозначенных в Стратегии, в том числе путем создания при территориальных коллегиях и БРКА советов молодых адвокатов как постоянно действующих общественных органов.
С целью организации дополнительных мер, направленных на привлечение молодых высококвалифицированных специалистов, вовлечения молодых адвокатов в работу органов адвокатского самоуправления следует:
предусмотреть возможность привлечения представителей советов молодых адвокатов к работе органов адвокатского самоуправления с правом совещательного голоса;
активнее привлекать советы молодых адвокатов к работе по правовому воспитанию молодежи, формированию правовой культуры, повышению уровня знаний о праве среди молодежи, взаимодействию с молодежными общественными объединениями и молодежными движениями, учащейся молодежью.
3.3. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ АДВОКАТОВ
Возложение на адвокатуру конституционно-правовой миссии по оказанию квалифицированной юридической помощи требует от адвокатов должной профессиональной подготовки. С учетом меняющегося законодательства и практики его применения процесс повышения уровня профессионального образования адвокатов должен носить непрерывный характер.
3.3.1. ВНЕДРЕНИЕ ЕДИНЫХ СТАНДАРТОВ И СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ АДВОКАТОВ
Приоритетным направлением развития белорусской адвокатуры является развитие системы непрерывного повышения квалификации адвокатов путем проведения обучающих лекций, семинаров, вебинаров с целью поддержания высокого уровня теоретических знаний, анализа, обобщения и распространения актуальной правоприменительной практики и достижения ее единства, обмена опытом внутри адвокатской корпорации.
С целью обеспечения осуществления права и исполнения обязанности по повышению квалификации каждым адвокатом представляется необходимым:
разработать стандарты повышения профессионального уровня для адвокатов с различным стажем работы и различной специализацией;
рассмотреть вопрос о создании Учебно-методического центра при БРКА в качестве дополнительного специализированного структурного подразделения для подготовки и повышения квалификации кадров адвокатуры на основе современных технологий с внедрением, в том числе, дистанционных форм обучения;
с учетом подготовленных стандартов повышения профессионального уровня разработать и утвердить ежегодные планы повышения квалификации и программы обучения по актуальным для адвокатов темам и направлениям, судебной практике, изменениям законодательства, выявленным при проведении мониторинга адвокатской деятельности недостаткам (нарушениям), на основании представлений государственных органов, анализа обращений, поступивших в коллегии адвокатов;
продолжить совершенствование сотрудничества с УО «Институт переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета»;
при взаимодействии с Министерством юстиции Республики Беларусь разработать программу подготовки и контроля знаний стажеров с целью обеспечения надлежащей подготовки претендентов к сдаче квалификационного экзамена и приобретения статуса адвоката.
3.3.2. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ АДВОКАТАМ
В целях обеспечения единства правоприменительной практики в адвокатской деятельности необходимо продолжить совершенствование сложившегося порядка оказания методической помощи адвокатам по проблемным вопросам при разрешении конкретных правовых ситуаций при условии обеспечения адвокатской тайны и соблюдении баланса оказываемой помощи и самостоятельного принятия адвокатами решений, основанных на законе.
Для содействия оказанию квалифицированной юридической помощи необходимо обеспечить адвокатам возможность получения оперативной методической помощи на уровне коллегий адвокатов, в том числе с привлечением членов методических советов при советах ТКА, методического совета при совете БРКА по проблемным вопросам при разрешении конкретных правовых ситуаций при условии соблюдения адвокатской тайны.
Продолжить подготовку обобщений адвокатской практики, разработку методических рекомендаций, алгоритмов по составлению документов правового характера, а также их образцов. При планировании методической работы необходимо руководствоваться актуальностью тем и их востребованностью у адвокатов, учитывая итоги анализа судебной практики, а также недостатки (нарушения), неоднократно выявляемые по итогам проведенных мониторингов, проверок, иных контрольных мероприятий (при их наличии).
Систематизировать и актуализировать имеющиеся методические материалы, обеспечить их размещение в свободном доступе для адвокатов, в том числе на информационных ресурсах БРКА.
Для обеспечения оперативной практической помощи со стороны членов методических советов при советах ТКА и адвокатов, имеющих значительный опыт и стаж профессиональной деятельности, при разрешении проблем и спорных ситуаций, возникающих в адвокатской практике, следует регламентировать использование тематических групп в мессенджерах.
Особого внимания требует дальнейшее налаживание связей и постоянное взаимодействие с высшими учебными заведениями, представителями юридической науки Республики Беларусь и других государств в целях совершенствования и повышения качества оказываемой юридической помощи.
Для выполнений указанных задач необходимо:
укреплять сотрудничество с учеными-правоведами при осуществлении деятельности методического совета при совете БРКА;
разрабатывать методические рекомендации с учетом мнения учёных-правоведов, направляя соответствующие запросы в высшие учебные заведения, а также проводить обобщения адвокатской практики по отдельным категориям дел;
обеспечить участие ученых-правоведов в качестве лекторов при проведении мероприятий по повышению квалификации;
продолжить практику проведения конкурсов среди студентов по тематике адвокатской деятельности, участия представителей коллегий адвокатов в студенческих олимпиадах, в том числе в качестве организаторов.
3.4. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ УЧАСТИЯ АДВОКАТОВ В ПРАВОВОМ ПРОСВЕЩЕНИИ
Статья 5 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» относит участие в правовом воспитании граждан к основным задачам адвокатуры, реализация которых направлена на повышение уровня правосознания и правовой культуры граждан, формирование уважительного отношения к закону, повышение имиджа адвокатуры и статуса адвоката.
Современные формы участия адвокатов в правовом просвещении предполагают:
активное сотрудничество со средствами массовой информации;
распространение информации правового характера посредством использования глобальной компьютерной сети Интернет и социальных сетей;
использование социальной рекламы;
непосредственное взаимодействие с гражданами и организациями путем проведения диалоговых площадок, круглых столов, лекций и бесплатных консультаций.
3.4.1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Адвокатское и журналистское сообщества привержены ценностям права и правового государства. По роду своей деятельности адвокаты призваны обеспечивать права и законные интересы граждан, а представители средств массовой информации (далее ‒ СМИ) – право граждан на получение информации.
Правила профессиональной этики и корпоративная культура адвокатского сообщества требуют неукоснительного следования общим критериям, подчиненным общей миссии и назначению адвокатуры, которая является неполитической организацией и существует для оказания юридической помощи с целью защиты прав и свобод граждан и юридических лиц. Адвокаты должны выступать в СМИ исключительно с позиций обеспечения верховенства права, защиты интересов государства и общества, прав и законных интересов граждан и организаций.
Сотрудничество со средствами массовой информации является одной из приоритетных форм участия адвокатов в правовом воспитании граждан ввиду максимального охвата целевой аудитории.
Деятельность коллегий адвокатов по взаимодействию со СМИ должна предусматривать:
подготовку публикаций в республиканских и региональных изданиях, а также в корпоративных изданиях;
мотивацию СМИ и их сотрудников к размещению материалов об адвокатуре и адвокатах;
организацию и проведение прямых телефонных линий в редакциях республиканских и региональных изданий;
создание тематических колонок (рубрик) в печатных СМИ;
расширение участия адвокатов в тематических программах на республиканских и региональных радиостанциях;
организацию пресс-конференций и брифингов в коллегиях адвокатов;
интенсивное использование ресурсов и возможностей государственных информагентств (БелТА, «Минск-Новости», «Беларусь сегодня» и др.);
организацию и проведение корпоративного конкурса о достижениях в адвокатуре для средств массовой информации с награждением авторов лучших материалов;
совершенствование собственного издания «Адвокат»;
формирование системы поощрения адвокатов, систематически участвующих в правовом просвещении и популяризации адвокатской деятельности посредством публикаций и выступлений в СМИ;
обеспечение постоянного участия адвокатов в ежегодном правовом конкурсе имени В.Д. Спасовича.
3.4.2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
В настоящее время глобальная компьютерная сеть Интернет предоставляет практически неисчерпаемые возможности для повышения правовой культуры населения, популяризации адвокатуры, оказания дистанционной правовой помощи. При этом адвокаты активно используют такие ресурсы, как Facebook, Instagram, YouTube и др. для взаимодействия с клиентами и коллегами.
С целью развития современных инструментов правового просвещения граждан необходима реализация следующих мероприятий:
дальнейшее развитие на базе интернет-сайта БРКА ресурса «Бесплатная юридическая онлайн-консультация», а также совершенствование отдельных сервисов, где в доступной форме излагается информация о способах правовой защиты нарушенных прав граждан и юридических лиц, приводятся алгоритмы действий в различных правовых ситуациях, размещен словарь юридических терминов;
развитие и расширение функционала мобильного приложения «Адвокаты Беларуси»;
дальнейшее использование социальных сетей и мессенджеров как коллегиями адвокатов, так и адвокатами индивидуально для размещения материалов по правовому просвещению;
использование интернет-ресурсов для проведения вебинаров и лекций, развитие YouTube канала БРКА с систематическим выпуском программ правовой тематики.
3.4.3. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГРАЖДАНАМИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ
Использование ресурсов глобальной компьютерной сети Интернет и социальных сетей для правового просвещения не должно развиваться в ущерб традиционным формам правового воспитания граждан, для совершенствования которых необходимо:
во взаимодействии с Министерством юстиции Республики Беларусь продолжить работу по производству и распространению социальной рекламы, размещаемой на телевидении, радио, в печатных средствах массовой информации, в глобальной компьютерной сети Интернет, а также по размещению наружной рекламы на билбордах, растяжках и т.п.;
активизировать издание буклетов, брошюр по тематике адвокатской деятельности, в том числе за счет средств фонда развития адвокатуры;
коллегиям адвокатов на систематической основе проводить организацию диалоговых площадок, круглых столов, в том числе для представителей бизнес-сообщества;
коллегиям адвокатов и юридическим консультациям проводить встречи с учащейся молодежью (старшеклассниками, студентами ВУЗов и т.д.), лекции и беседы в трудовых коллективах;
продолжить практику проведения дней бесплатных консультаций для определенных категорий граждан;
участвовать в специализированных выставках с размещением информации на стендах БРКА;
проводить конкурсы по адвокатской тематике для студентов юридических ВУЗов;
систематически проводить на базе ТКА и юридических консультаций мероприятия по профориентированию;
организовывать проведение республиканских (международных) научных конференций по вопросам развития адвокатуры;
проводить исследования общественного мнения об осуществлении адвокатской деятельности в Республике Беларусь (с привлечением специалистов по проведению социологических исследований).
3.5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И СООТВЕТСТВИЕ ЕЕ ОПЛАТЫ ОБЪЕМУ, СЛОЖНОСТИ И КАЧЕСТВУ
Основополагающими принципами организации адвокатуры и адвокатской деятельности, предусмотренными Законом Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», являются ее доступность и соответствие оплаты юридической помощи ее объему, сложности и качеству.
Реализация указанных принципов непосредственно связана с гарантированным Конституцией Республики Беларусь правом каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе правом пользоваться в любой момент помощью адвокатов.
В настоящее время доступность юридической помощи обеспечена в полном объеме в результате функционирования на территории республики 183 юридических консультаций в 118 административно-территориальных единицах, что позволяет гражданам своевременно получать необходимую и качественную юридическую помощь.
При этом следует исходить из принципа, что размер гонорара адвоката не может являться препятствием для оказания юридической помощи. В указанных целях советом БРКА разработаны методические рекомендации по определению примерных размеров оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, в которых в соответствии с Правилами профессиональной этики адвоката и в целях обеспечения доступности оказания юридической помощи сформулированы критерии определения адвокатами гонорара с учетом опыта и квалификации адвоката и т.д. Вышеуказанные методические рекомендации подлежат постоянной корректировке с учетом складывающейся экономической обстановки, уровня доходов населения и других факторов.
Законодательством Республики Беларусь, в целях реализации государственных принципов обеспечения права граждан на юридическую помощь и обеспечения ее доступности, на адвокатуру возложено обязательство обеспечить оказание бесплатной юридической помощи определенным категориям граждан за счет собственных средств территориальных коллегий адвокатов.
Обеспечением доступности юридической помощи будут служить проведение территориальными коллегиями адвокатов благотворительных акций по оказанию бесплатной юридической помощи по различной правовой тематике.
Доступность юридической помощи обеспечивается адвокатами при осуществлении защиты по уголовным делам в порядке статьи 46 Уголовно-процессуального кодекса по требованию органа, ведущего уголовный процесс. Практически неизменным является количество выполнения таких поручений и составляет до 62% от общего количества проведенных уголовных дел.
Соблюдение баланса между принципом доступности оказываемой юридической помощи и обеспечением достойного вознаграждения за труд адвокатов, соответствующего престижу и сложности профессии, является одной из важнейших задач.
С целью ее реализации и обеспечения принципа доступности юридической помощи адвокатам территориальных коллегий следует руководствоваться Правилами профессиональной этики адвоката и методическими рекомендациями БРКА по примерным размерам оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам.
3.6. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий является ключевой составляющей стратегии инновационного развития страны в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь.
Для реализации указанной задачи следует предусмотреть:
создание сервисов юридической помощи, возможность оказания юридической помощи удаленно;
подсистему взаимодействия всех членов адвокатского сообщества между собой, а также с органами адвокатского самоуправления, специалистами и иными сотрудниками коллегий адвокатов;
создание автоматизированного рабочего места адвоката (в том числе мобильного);
развитие официальных интернет-сайтов БРКА и ТКА;
совершенствование мобильного приложения «Адвокаты Беларуси».
Необходимо продолжить проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие собственных информационных ресурсов адвокатуры, в том числе:
систематически обновлять официальные интернет-сайты коллегий адвокатов, поддерживая простую и логичную структуру, представление информации на белорусском, русском и английском языках;
размещать на официальном интернет-сайте БРКА информацию о работе всех органов коллегии, о запланированных обсуждениях и заседаниях, публикации и обсуждения проектов решений и принимаемых актов, публикации принятых решений;
обеспечить размещение на официальном интернет-сайте БРКА всех актуальных методических и информационных материалов, необходимых для осуществления адвокатской деятельности;
обеспечить электронное взаимодействие адвокатов с коллегиями адвокатов и между собой, получение в электронном виде актуальных сведений и документов;
развивать электронное делопроизводство (поэтапный переход на ведение производств, журналов, реестров в электронном виде).
3.7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АДВОКАТУРЫ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Органы адвокатуры осуществляют сотрудничество с общественными объединениями юристов, других граждан в деле обеспечения законности и правопорядка, правового воспитания граждан, изучения правоприменительной практики, подготовки взаимосогласованных предложений о совершенствовании законодательства и по другим направлениям.
Целью сотрудничества является развитие правовой культуры населения, обеспечение верховенства права, повышения юридической грамотности населения и качества оказываемой правовой помощи.
Сотрудничество адвокатуры с общественными организациями выражается в проведении совместных правовых просветительских мероприятий для граждан, направленных на обеспечение уважительного отношения к законам, правовое информирование населения в сфере соблюдения и защиты прав и свобод человека.
Порядок и условия взаимоотношений коллегий адвокатов с общественными объединениями определяются заключением соответствующих договоров и соглашений.
Для дальнейшего развития совместной деятельности коллегий адвокатов с общественными организациями необходимо:
развивать и укреплять сотрудничество с Белорусской нотариальной палатой, с общественным объединением «Белорусский республиканский союз юристов», «Белорусский республиканский союз молодежи», другими общественными организациями;
на регулярной основе проводить совместные мероприятия с общественными организациями и объединениями (с учетом специфики их уставных целей и задач), направленные на содействие формированию правового государства, развитию гражданского общества, совершенствованию правовой системы Республики Беларусь, привлечению внимания общественности к решению общегосударственных задач;
принимать участие в проведении совместных благотворительных акций социальной и общегуманитарной направленности.
3.8. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Адвокатура Республики Беларусь обеспечивает свое участие в национальных, региональных и международных профессиональных организациях с целью обмена опытом, проведения совместных мероприятий, отстаивания профессиональных интересов.
Основными направлениями международной деятельности являются повышение конкурентоспособности белорусских адвокатов на международном рынке оказания правовой помощи, организация специализированных программ профессионального обмена и стажировок, конференций, семинаров с участием иностранных экспертов и лекторов, повышение квалификации белорусских адвокатов за рубежом, международный научный обмен, анализ и обобщение практики регулирования адвокатской деятельности в зарубежных странах.
Международная деятельность БРКА организуется в соответствии с Законом «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», Уставом БРКА, двусторонними соглашениями с зарубежными партнерами, в первую очередь - с дружественными странами, и направлена на обеспечение более тесной интеграции белорусской адвокатуры в международное юридическое пространство.
Основными целями международной деятельности БРКА является ее признание в качестве активного участника международного юридического сообщества, повышение международного авторитета белорусской адвокатуры, гармонизация законодательства в сфере регулирования адвокатской деятельности и защиты прав человека, интернационализация процесса повышения профессиональной квалификации адвокатов путем развития международного профессионального и научного обмена.
Приоритетными направлениями международной деятельности БРКА должны быть следующие:
организация стажировок, конференций, семинаров с участием иностранных экспертов, повышение квалификации белорусских адвокатов за рубежом;
развитие партнерского сотрудничества с зарубежными адвокатскими и юридическими организациями;
участие в международных проектах, программах, конференциях, семинарах;
сотрудничество с международными адвокатскими организациями с целью защиты интересов белорусских адвокатов за рубежом.
Для повышения эффективности работы в сфере международного сотрудничества представляется целесообразным создание при БРКА Центра международного сотрудничества, отвечающего за установление контактов с адвокатскими образованиями за рубежом, организацию профессионального обмена, сбор и анализ данных о регулировании адвокатской деятельности в дружественных странах, обеспечение представительства БРКА в международных организациях, обеспечение поддержки и приема прибывающих в БРКА иностранных делегаций.
К компетенции Центра международного сотрудничества следует отнести подготовку проектов ответов на профессиональные запросы иностранных адвокатур и обществ юристов, а также белорусских адвокатов относительно международной деятельности БРКА, предоставление информационных и аналитических материалов Центра международного сотрудничества, подготовку отчетов, справок и материалов по международной деятельности БРКА на белорусском, русском и иностранных языках, включая публикации на интернет-сайте БРКА и в социальных сетях.
ГЛАВА 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация Концепции призвана обеспечить устранение имеющихся проблем и создание эффективной системы оказания доступной и качественной юридической помощи гражданам и юридическим лицам на территории Республики Беларусь путем совершенствования системы методического руководства, внедрения современных форм участия адвокатов в правовом просвещении, повышения статуса адвоката и его роли в обеспечении интересов государства и общества, улучшения имиджа адвокатуры, дальнейшей информатизации адвокатской деятельности.
Опубликовано: 7 июл 2022
Автор: БРКА
УТВЕРЖДЕНО
Постановление совета
Белорусской республиканской
коллегии адвокатов
12.06.2023 № 05/06
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
1. Белорусская республиканская коллегия адвокатов (далее – БРКА, организация) уделяет особое внимание защите персональных данных и с уважением относится к соблюдению прав субъектов персональных данных.
Положение о политике в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) разъясняет субъектам персональных данных как и для каких целей их персональные данные собираются, используются или иным образом обрабатываются, а также отражает имеющиеся в связи с этим у субъектов персональных данных права и механизм их реализации.
2. Политика распространяет свое действие на обработку персональных данных:
работников БРКА;
бывших работников БРКА;
кандидатов на трудоустройство или заключение гражданско-правового договора;
адвокатов;
бывших адвокатов, исключенных из коллегий;
стажеров адвокатов;
претендентов на прохождение стажировки;
пользователей юридической онлайн-консультации на сайте БРКА;
контрагентов и представителей контрагентов БРКА;
лиц, обратившихся в БРКА с заявлением, жалобой, иным обращением.
2. Цели, объем и основания обработки персональных данных приведены в таблице 1.
3. Персональные данные могут быть использованы организацией в научных или иных исследовательских целях после обязательного обезличивания таких персональных данных.
4. БРКА осуществляет обработку только тех персональных данных, которые необходимы для выполнения заявленных целей и не допускает их избыточной обработки.
5. Организация не осуществляет передачу персональных данных третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
БРКА вправе поручить обработку персональных данных от ее имени или в ее интересах уполномоченному лицу на основании заключаемого с этим лицом договора.
Форма реестра уполномоченных лиц БРКА, обрабатывающих персональные данные, утверждается приказом председателя БРКА.
6. Трансграничная передача персональных данных
БРКА
не осуществляется.
7. Субъект персональных данных имеет право:
7.1. на отзыв своего согласия, если для обработки персональных данных организация обращалась к субъекту персональных данных за получением согласия. В этой связи право на отзыв согласия не может быть реализовано в случае, когда обработка осуществляется на основании договора (например, при реализации образовательных программ) либо в соответствии с требованиями законодательства (например, при проведении контроля либо рассмотрении поступившего обращения);
7.2. на получение информации, касающейся обработки своих персональных данных, содержащей:
место нахождения организации;
подтверждение факта обработки персональных данных обратившегося лица организацией;
его персональные данные и источник их получения;
правовые основания и цели обработки персональных данных;
срок, на который дано его согласие (если обработка персональных данных осуществляется на основании согласия);
наименование и место нахождения уполномоченного лица (уполномоченных лиц);
иную информацию, предусмотренную законодательством;
7.3. требовать от организации внесения изменений в свои персональные данные в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими или неточными. В этих целях субъект персональных данных прилагает соответствующие документы и (или) их заверенные в установленном порядке копии, подтверждающие необходимость внесения изменений в персональные данные;
7.4. получить от организации информацию о предоставлении своих
персональных данных, обрабатываемых организацией, третьим лицам. Такое право
может быть реализовано один раз в календарный год,
а предоставление соответствующей информации осуществляется бесплатно;
7.5. требовать от организации бесплатного прекращения обработки своих персональных данных, включая их удаление, при отсутствии оснований для обработки персональных данных, предусмотренных Законом и иными законодательными актами;
7.6 обжаловать действия (бездействие) и решения организации,
нарушающие его права при обработке персональных данных,
в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных
в порядке, установленном законодательством об обращениях граждан
и юридических лиц.
8. Для реализации своих прав, связанных с обработкой персональных данных, субъект персональных данных подает в БРКА заявление в письменной форме (а в случае реализации права на отзыв согласия – также в форме, в которой такое согласие было получено) по почтовому адресу: 220005, г.Минск, ул.В.Хоружей, 3-226.
Такое заявление должно содержать:
фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) субъекта персональных данных, адрес его места жительства (места пребывания);
дату рождения субъекта персональных данных;
изложение сути требований субъекта персональных данных;
идентификационный номер субъекта персональных данных, при отсутствии такого номера – номер документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных, в случаях, если эта информация указывалась субъектом персональных данных при даче своего согласия или обработка персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных;
личную подпись (для заявления в письменной форме) субъекта персональных данных.
Организация не рассматривает заявления субъектов персональных данных, направленные иными способами (e-mail, телефон, факс и т.п).
9. Удаление персональных данных оформляется и подтверждается актом удаления в случае, если персональные данные содержатся в электронной форме, либо актом уничтожения в случае, если персональные данные содержатся в письменной форме.
Персональные данные, содержащиеся в делах постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, подлежат передаче в архив организации в составе дел.
Персональные данные, содержащиеся в делах временного (до 10 лет) хранения, в архив организации не передаются и по истечении сроков временного хранения подлежат уничтожению в составе дел. В этом случае отдельный акт уничтожения персональных данных не составляется.Цели, объем и основания обработки персональных данных
Цели обработки персональных данных |
Категории субъектов персональных данных, чьи данные подвергаются обработке |
Перечень обрабатываемых персональных данных |
Правовые основания обработки персональных данных |
Срок хранения персональных данных |
|
Обработка персональных данных при осуществлении основной деятельности БРКА
|
|||||
Рассмотрение обращений, в том числе внесенных в книгу замечаний и предложений |
Лица, направившие обращение, иные лица, чьи персональные данные указаны в обращении |
Фамилия, собственное имя, отчество, адрес места жительства (места пребывания), номер телефона, суть обращения, иные персональные данные, указанные в обращении |
Обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 и абзац шестнадцатый пункта 2 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 "О защите персональных данных" (далее – Закон), пункт 1 статьи 3 Закона Республики Беларусь ”Об обращениях граждан и юридических лиц“
|
5лет с даты последнего обращения; 5 лет после окончания ведения книги замечаний и предложений. П.п.85, 89 Перечня типовых документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утв пост. Министерства юстиции от 24.05.2012 №140 (далее – Перечень) |
|
Предварительная запись на личный прием |
Лица, обращающиеся на личный прием |
Фамилия, собственное имя, отчество адрес места жительства (места пребывания), номер телефона, суть обращения |
Обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 Закона, пункт 7 статьи 6 Закона Республики Беларусь ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ |
5 лет с даты обращения. П.85 Перечня. |
|
Заключение и исполнение гражданско-правовых договоров |
Лица, уполномоченные на подписание договора |
Фамилия, собственное имя, отчество либо инициалы лица, должность лица, подписавшего договор, иные данные в соответствии с условиями договора (при необходимости) |
1. В случае заключения договора с физическим лицом – обработка на основании договора с субъектом персональных данных: абзац пятнадцатый статьи 6 Закона 2. В случае заключения договора с юридическим лицом – обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 Закона, статья 49, пункт 5 статьи 186 Гражданского кодекса |
3 года после окончания срока действия договора, контракта, проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет после окончания срока действия договора, контракта. П.70 Перечня |
|
Направление на стажировку |
Претенденты на прохождение стажировки |
Фамилия, собственное имя, отчество претендента, адрес места жительства, телефон, сведения о трудовой деятельности, образовании |
Ч.3 п.2 ст.9 Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон об адвокатуре) |
10 лет ЭПК. П.37 Перечня |
|
Юридическое онлайн-консультирование на сайте БРКА |
Пользователи юридической онлайн-консультации |
Имя, телефон, адрес электронной почты пользователя |
Согласие, полученное путем заполнения формы на странице https://www.rka.by/faq_ask/ |
1 год после окончания срока, на который дается согласие. П.331 Перечня П.2.13 Правил работы Интернет-ресурса "Бесплатная юридическая онлайн-консультация Белорусской республиканской коллегии адвокатов" |
|
Публикация новостей на информационных ресурсах БРКА (web-сайт, электронное издание «Адвокат», мобильные приложения «Адвокаты Беларуси») |
Адвокаты, должностные лица государственных органов и организаций, лекторы УМЦ БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, должность |
Абзац 20 ст.6 Закона |
Постоянно. П.1054.1 Перечня |
|
Согласия субъектов персональных данных на обработку их персональных данных
|
Лица, согласие которых отбирается |
В соответствии с абзацем 9 статьи 1 Закона |
Ст. 5 Закона |
1 год после окончания срока, на который дается согласие. П.33 1 Перечня |
|
Заявления субъектов персональных данных
|
Заявители |
Сведения, содержащиеся в заявлении |
Ст.14 Закона |
1 год. П.33 2 Перечня |
|
Обработка персональных данных работников аппарата БРКА в процессе трудовой (служебной) деятельности
|
|||||
Оформление (прием) на р аботу |
Соискатели, члены их семей |
Ст. 26 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК ), Инструкция о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утв. постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2 |
Оформление трудовых (служебных) отношений, а также в процессе трудовой (служебной) деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 26 ТК, п. 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5
|
Личные дела работников - 55 лет после увольнения. П. 673.3 Перечня. |
|
Ведение трудовых книжек |
Работники аппарата БРКА |
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 «О трудовых книжках» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Трудовые книжки - до востребования. Невостребованные – не менее 50 лет.
|
|
Ведение учета фактически отработанного времени |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество либо инициалы, занимаемая должность работника, сведения о времени нахождения или отсутствия на рабочем месте |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 133 ТК |
Сводки, сведения, докладные записки и др. – 3 года. Журналы учета рабочего времени – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П.п.487, 488 Перечня
|
|
Выплата заработной платы |
Работники аппарата БРКА |
Паспортные данные, сведения о трудовой деятельности, заработной плате, банковские данные |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, п. 5 ст. 11 Трудового кодекса (далее – ТК) |
3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет. П.205 Перечня.
|
|
Выплата пособий по временной нетрудоспособности |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, сведения о состоянии здоровья работника
|
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, п. 5 ст. 11 ТК |
Документы о выплате пособий, пенсий, об оплате листков нетрудоспособности по гос.соц. страхованию, листки нетрудоспособности – 3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П.п. 215, 219 Перечня |
|
Командирование |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество работника, занимаемая должность, паспортные данные, сведения о проездных документах, бронировании гостиниц и иные сведения, предусмотренные законодательством и (или) необходимые для организации командировки |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. ст. 93, 95 ТК |
В пределах Республики Беларусь – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 697.1 Перечня. При служебных командировках за границу – 10 лет. Выделяются к уничтожению по прошествии не менее 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П. 697.2 Перечня.
|
|
Применение мер поощрения. Предоставление гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством о труде
|
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, сведения, послужившие основанием для поощрения, предоставления гарантии, компенсации |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, глава 9 ТК, ст. 196 ТК |
55 лет. П. 21.3 Перечня
|
|
Привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности
|
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, сведения, послужившие основанием для привлечения к ответственности |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, главы 14, 37 ТК |
3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 21.4 Перечня |
|
Предоставление трудовых и социальных отпусков |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, даты отпуска, вид отпуска, иные сведения, послужившие основанием для предоставления социального отпуска (сведения о состоянии здоровья, о рождении детей) |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, глава 12 ТК |
Графики трудовых отпусков – 1 год. П. 702 Перечня. Приказы о предоставлении трудовых отпусков – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 21.4 Перечня. Приказы о предоставлении социальных отпусков – 55 лет. П. 21.3 Перечня. |
|
Изменение и прекращение трудового договора |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество работника, сведения о трудовой деятельности, объяснительные и докладные записки и иные сведения, послужившие основанием для изменения, прекращения трудового договора |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, главы 3, 4 ТК |
Приказы, распоряжения, указания руководителей организаций – 55 лет. П. 21.3 Перечня. Трудовые договоры (контракты) и дополнительные соглашения к ним – 3 года после окончания срока действия трудовых договоров, контрактов. П.676 Перечня |
|
Ведение воинского учета |
Военнообязанные работники БРКА, члены их семей |
Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 27.01.2020 № 5 «Об установлении форм документов воинского учета» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 9 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 «О воинской обязанности и воинской службе» |
5 лет. П. 691 Перечня |
|
Подача документов в целях осуществления государственного социального страхования
|
Работники аппарата БРКА |
Паспортные данные, медицинские и иные сведения, являющиеся основанием для осуществления социального страхования |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, абз. 17 п. 2 ст. 8 Закона, п. 1 ст. 5 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» |
1 год после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 203 Перечня
|
|
Подача документов учета застрахованных лиц |
Работники аппарата БРКА, лица, работающие по гражданско-правовому договору |
Постановление Правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 «О порядке заполнения и приема-передачи форм документов персонифицированного учета» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Документы, послужившие основанием для назначения пособий, выплачиваемых из средств государственного социального страхования – 5 лет. П. 636 Перечня |
|
Оформление документов, необходимых для назначения пенсии
|
Работники аппарата БРКА |
В соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596- XII «О пенсионном обеспечении» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Документы индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, послужившие основанием для начисления пенсии – 5 лет. П. 640.2 Перечня |
|
Оформление формы ПУ‑2 |
Бывшие работники аппарата БРКА |
Фамилия, имя, отчество, страховые данные, сведения о периоде трудовой деятельности |
Абзац 8 ст. 6 Закона, п. 15 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утв. постановлением Совета министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 |
Документы о подтверждении трудового стажа работников – 5 лет. П. 687 Перечня |
|
Договоры о материальной ответственности |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, имя, отчество, должность |
Абзац 8 ст. 6 Закона, ст. 405 ТК |
3 года после увольнения, смены материально ответственного лица, проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если проверка не проводилась – 10 лет после увольнения, смены материально ответственного лица. П. 232 Перечня
|
|
Обработка БРКА персональных данных адвокатов |
|||||
Организация и осуществление избрания председателя БРКА и его заместителя |
Члены совета БРКА – кандидаты на должность |
Фамилия, имя, отчество, место работы кандидата на должность |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п. 3 ст. 47 Закона об адвокатуре |
Постоянно. П. 17 Перечня |
|
Выплата вознаграждения председателю БРКА, заместителю, руководителю УМЦ БРКА, членам совета, ревизионной комиссии БРКА
|
Председатель, заместитель председателя БРКА, руководитель Учебно-методического центра БРКА, члены совета, ревизионной комиссии БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, банковские сведения, сведения о размере вознаграждения |
|
Постановления совета БРКА о размере вознаграждения – постоянно. П.17 Перечня. Распоряжение о выплате и документы к нему – постоянно. П.21.1 Перечня |
|
Командирование |
Председатель, заместитель председателя БРКА, руководитель Учебно-методического центра БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, паспортные данные, сведения о проездных документах, бронировании гостиниц и иные сведения, предусмотренные законодательством и (или) необходимые для организации командировки |
Абзац 8 ст. 6 Закона, ст. ст. 93, 95 ТК |
В пределах Республики Беларусь – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 697.1 Перечня. При служебных командировках за границу – 10 лет. Выделяются к уничтожению по прошествии не менее 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П. 697.2 Перечня
|
|
Изготовление удостоверения адвоката |
Адвокаты, в том числе председатели и заместители председателей коллегий адвокатов |
Фамилия, имя, отчество, цветная фотография адвоката, лицензия на осуществление адвокатской деятельности, место работы. Указание на должность председателя, заместителя председателя коллегии адвокатов. |
Абзац 20, ст. 6 Закона, п. 3 ст. 11 Закона об адвокатуре |
Документы об изготовлении, реализации, пересылке, уничтожении удостоверений адвокатов (заявки, акты, переписка и др.) – постоянно. П.425 Перечня |
|
Возбуждение и рассмотрение дел о дисциплинарной ответственности, рассмотрение жалоб на решения о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности либо о прекращении дисциплинарного производства в отношении адвоката
|
Адвокаты, председатели, заместители и члены советов коллегий адвокатов, лица, обратившиеся с жалобой на действия адвоката |
Фамилия, имя, отчество, место работы адвоката, фамилия, имя, отчество, место жительства, номер телефона лица, обратившегося с жалобой, сведения, изложенные в жалобе или ином документе, послужившем основанием для рассмотрения дела |
Абзац 20, ст. 6 Закона, п. 4 ст. 47, абз. 10,17,18 п. 6 ст. 47 Закона об адвокатуре |
Постоянно. П. 17 Перечня. Документы о дисциплинарных нарушениях (обзоры дисциплинарной практики адвокатов, дела о дисциплинарных проступках адвокатов) - 5 лет. Протокол заседания экспертной комиссии от 01.03.2023 №2 |
|
Материальная помощь адвокатам, ветеранам адвокатуры
|
Адвокаты, бывшие адвокаты |
Фамилия, имя, отчество, место работы, контактный номер телефона, место жительства, сведения о трудовой деятельности, иных основаниях для оказания материальной помощи, банковские сведения, сведения о размере вознаграждения |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре |
Постановление совета БРКА о выплате материальной помощи – постоянно. П.17 Перечня. Распоряжение о выплате и документы к нему – постоянно. П.21.1 Перечня |
|
Обучение |
Стажеры адвоката, адвокаты |
Фамилия, собственное имя, отчество стажера, адвоката, адрес места жительства, номер телефона, место работы, паспортные данные
|
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре |
3 года. Протокол экспертной комиссии от 01.03.2023 №2 |
|
Собирание сведений о деятельности адвокатов
|
Адвокаты |
Фамилия, собственное имя, отчество адвоката, место работы, собираемые сведения |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре |
10 лет ЭПК. П.37 Перечня |
|
Размещение информации об адвокатах на сайте, в мобильных приложениях БРКА |
Адвокаты |
Фамилия, имя, отчество, место работы, контактный телефон, адрес электронной почты, цветная фотография, лицензия на право осуществления адвокатской деятельности, должность, специализация, владение иностранным языком, свидетельство медиатора, адрес личного сайта |
Абзац 20 ст. 6 Закона, ст.4 Закона об адвокатуре (организация адвокатуры и адвокатской деятельности основывается на принципе доступности юридической помощи), абзац девятый ст.42 Закона об адвокатуре (к компетенции территориальной коллегии относится ведение официальных сайтов в глобальной компьютерной сети Интернет с размещением информации об адвокатах) |
Данные удаляются с сайта и из мобильных приложений после исключения адвоката из территориальной коллегии адвокатов |