burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция цифрового развития (цифровизации) адвокатуры Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Шиманская Елена  Павловна

Некоторые аспекты применения п. 4 ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь

24 апреля 2019 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь № 151 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» 18 апреля 2019 г. (далее ­– Указ № 151).   

Указом № 151 признан утратившим силу Указ Президент Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488), известный как Указ о «лжепредпринимательстве», которым нормативно закреплялось ведение реестра субъектов с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере,  и который предусматривал  возможность доначисления сумм налогов организациям, совершавшими сделки с такими субъектами.

Действие Указа № 488 было прекращено с 1 января 2019 г.

Одновременно вступила в силу новая редакция Налогового Кодекса Республики Беларусь (далее – НК Республики Беларусь), в который были включены нормы, предусматривающие возможность корректировки  налоговой базы (сумм налогов) по результатам проверки при установлении искажения сведений о фактах совершения хозяйственных операций, либо когда основной целью совершения хозяйственной операции является неуплата налогов, или когда хозяйственная операция в реальности не совершалась.

В соответствии с п. 4 ст. 33 НК Республики Беларусь, 4. Налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);
  • основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора);
  • отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).

Согласно п. 5 ст. 33 НК, при наличии оснований, указанных в п. 4 ст. 33 НК, налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) определяются исходя из фактических сведений об объектах налогообложения, и (или) фактических обстоятельств совершения хозяйственных операций, и (или) имеющихся данных об их совершении при возможности их установления, в том числе на основании документов (информации, материалов), предоставленных плательщиком, государственными органами, иными организациями и физическими лицами.

Особого внимания заслуживает тот факт, что исходя из действующих норм законодательства, основания и правила корректировки налоговой базы, предусмотренные пп. 4-5 НК, могут быть применены к отношениям, которые возникли задолго до вступления указанных норм в силу.   

В соответствии с п. 16 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий трех календарных лет (проверка соблюдения налогового законодательства – за период, не превышающий пяти календарных лет, если иное не установлено законодательными актами), предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.

В соответствии с п. 15 Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь», пункты 4 и 5 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь в редакции, вступающей в силу с 1 января 2019 года, распространяют свое действие на проводимые на момент вступления в силу настоящего Закона камеральные проверки и проверки, назначенные после 1 января 2019 года, за исключением дополнительных проверок по отношению к проверкам, назначенным до указанной даты.

Таким образом,  при проведении проверки после 1 января 2019, контролирующий орган вправе произвести корректировку налоговой базы (сумм налогов) по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 33, в том числе за 5 календарных лет, предшествовавших году проведения проверки. То есть при проведении проверки в 2019 году, проверяемый период может исчисляться с 01.01.2014 г.

Наличие оснований, указанных в п. 4 ст. 33 НК, устанавливается с учетом доказательств, собранных органом, проводившим проверку, и (или) представленных правоохранительными органами.

16 июля 2019 г. была опубликована и вступила в силу Инструкция о порядке составления и направления заключений об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора), а также оформления и направления информации, утвержденная Постановлением КГК Республики Беларусь от 09.07.2019 г. № 3 (далее – Инструкция).

В случае установления по результатам проверки и (или) в ходе расследования уголовного дела одного или нескольких оснований, указанных в п. 4 ст. 33 НК, при подтверждении фактов совершения субъектом предпринимательской деятельности правонарушения в экономической сфере и использования этого субъекта в совершении такого правонарушения, Департамент финансовых расследований КГК составляет заключение по установленной форме (ч. 1 п. 3 Инструкции).

В Инструкции также поясняется, что кроме оснований и фактов, указанных в ней, для составления заключения также должны иметься доказательства, свидетельствующие о наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях поступала выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и при этом при наличии соответствующих объектов налогообложения в налоговые органы представлены налоговые декларации (расчеты) по налогам и сборам, уплачиваемым из выручки (валовой выручки), данные которых свидетельствуют об отсутствии этих объектов налогообложения, либо такие налоговые декларации (расчеты) не представлены в течение двух отчетных периодов подряд;
  • сумма денежных средств, поступившая на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях за месяц, превысила 5000 базовых величин (на момент поступления денежных средств) и при этом представитель субъекта предпринимательской деятельности не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства;
  • фактически от имени субъекта предпринимательской деятельности действует не уполномоченное в установленном порядке лицо или печати, бланки документов с определённой степенью защиты и платежные инструменты субъекта предпринимательской деятельности переданы лицу, не уполномоченному на их хранение и (или) использование, либо лицу, передача которому этих печатей, бланков и платежных инструментов не допускается в соответствии с законодательством (ч. 2 п. 3 Инструкции).

Согласно п. 7 Инструкции, информация о составленных заключениях размещается на официальном сайте КГК в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 5-и рабочих дней с момента их составления и включает следующие сведения:

  • наименование (фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) субъекта предпринимательской деятельности;
  • учетный номер плательщика;
  • предусмотренное п. 4 ст. 33 Налогового кодекса основание, об установлении которого составлено заключение;
  • подтвержденный документами (информацией, материалами) период, в течение которого установленное заключением основание влечет корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора).

При этом, в соответствии с абз. 3 п. 2 Инструкции, под субъектом предпринимательской деятельности понимается организация или индивидуальный предприниматель, в отношении которых составляется заключение.

В то время как, согласно абз. 4 п. 2 Инструкции, под субъектом хозяйствования понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

На основании составленного заключения Департаментом финансовых расследований КГК определяются субъекты хозяйствования, совершившие хозяйственные операции с субъектом предпринимательской деятельности в указанный в заключении период, в течение которого установленное заключением основание влечет корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) (ч. 1 п. 8 Инструкции).

При выявлении фактов совершения хозяйственных операций субъектами хозяйствования в указанный в заключении период с субъектом предпринимательской деятельности Департаментом финансовых расследований КГК этим субъектам хозяйствования направляется Информация, включающая следующие сведения:

  • наименование (фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) субъекта хозяйствования, которому она адресуется;
  • учетный номер плательщика;
  • ссылку на соответствующее заключение с указанием сведений о субъекте предпринимательской деятельности, его учетном номере плательщика, а также периоде, в течение которого установленное заключением основание влечет корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора);
  • предложение самостоятельно осуществить в соответствии с Налоговым кодексом  корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора), представив в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями, а также уплату невнесенных налогов (сборов).

 После получения  указанной Информации субъекты хозяйствования должны самостоятельно осуществить корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора), представив в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями, а также уплату невнесенных налогов (сборов). Если такая корректировка не производится субъектом хозяйствования самостоятельно, то уполномоченный государственный орган вправе произвести такую корректировку налоговой базы (суммы налога).

Таким образом, на основании заключения Департамента финансовых расследований КГК налоговый орган вправе произвести корректировку налоговой базы (суммы налога) субъектов предпринимательской деятельности, а также субъектов хозяйствования, совершавших хозяйственные операции с субъектами предпринимательской деятельности, в отношении которых Департаментом финансовых расследований КГК составлено заключение, в указанный в заключении период.

 

 

Добавить комментарий
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено