burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Юденко Марина Викторовна

Защитное предписание

Согласно ч.2 ст. 10.1 КоАП нарушение защитного предписания влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Статья 31, 32 Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 N 122-З "Об основах деятельности по профилактике правонарушений" (далее –Закон) регулирует порядок применения защитного предписания.

При защите по делам по ч. 2 ст. 10.1 КоАП необходимо обратить внимание на наличие или отсутствие оснований для применения защитного предписания, соблюдение порядка его применения, объявления и вручения.

В соответствии со ст. 31 Закона защитное предписание - установление гражданину, совершившему домашнее насилие, временных запретов на совершение определенных действий и обязанности для защиты жизни и здоровья пострадавшего от домашнего насилия.

Защитное предписание применяется, если осуществляется подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, проводится проверка по УПК либо возбуждено уголовное дело о преступлении против жизни и здоровья, половой неприкосновенности или половой свободы либо личной свободы, чести и достоинства. Иными словами- ведется административный или уголовный процесс.

Защитным предписанием может быть запрещено:

1)предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшего от домашнего насилия

2)посещать места нахождения пострадавшего от домашнего насилия, если этот пострадавший временно находится вне совместного места жительства или места пребывания;

3) общаться с пострадавшим, в том числе по телефону, с использованием сети Интернет;

4) распоряжаться общей совместной с пострадавшим собственностью.

Также может быть установлена обязанность

 5)временно покинуть общее с пострадавшим от домашнего насилия жилое помещение.

Таким образом, защитное предписание может содержать как все перечисленные ограничения, так и часть.

Законом установлено, что защитное предписание незамедлительно объявляется гражданину, в отношении которого оно применено, с вручением копии защитного предписания и разъяснением его прав и обязанностей. Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления и вручения гражданину, в отношении которого оно применено. Устное уведомление без ознакомления с содержанием не влечет вступления защитного предписания в силу, так как лицо не будет осведомлено об объеме ограниченных прав. И как следствие, не сможет добросовестно его исполнить.

В случае применения обязанности покинуть место жительства лицу должна быть предоставлена возможность временно выселиться, забрать личные вещи, отдать ключи. В противном случае ненадлежащая процедура выезда повлечет нарушение защитного предписания, ведь невозможно взять смену одежды и элементарные принадлежности, не посетив потерпевшего.

Если у человека нет «запасного» места жительства, то запускается процедура предоставления жилого помещения на время действия предписания.

Согласно п. 3 «Положения о порядке принятия мер по обеспечению местами временного пребывания граждан, в отношении которых применено защитное предписание» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2022 N 456) места для обеспечения временного пребывания граждан, в отношении которых применено защитное предписание, определяются (создаются) решениями местных администраций районов в городах, районных, городских (городов областного и районного подчинения) исполкомов, в которых должны содержаться сведения о расположении указанных мест, условиях и порядке их предоставления. Они могут предоставляться на безвозмездной или возмездной основе.

Согласно п.4 Положения место для обеспечения временного пребывания гражданина, в отношении которого применено защитное предписание, предоставляется на основании письменного обращения такого гражданина незамедлительно по решению главы местной администрации района в городе, председателя районного, городского (городов областного и районного подчинения) исполкома или уполномоченного им лица.

Стоит обратить внимание на положения законодательства в части определения круга лиц, наделенных полномочиями при применении защитного предписания. Серьезность ограничения прав человека защитным предписанием требует недвусмысленного, четкого регулирования.

Для сравнения- в ст. 20 Закона Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 4.12.2009 года прямо указано, кто наделен соответствующими полномочиями: «начальниками территориального органа полиции, местной полицейской службы органа внутренних дел, их заместителями, участковыми инспекторами полиции, инспекторами по делам несовершеннолетних и по защите женщин от насилия выносится защитное предписание с учетом мнения потерпевшего, которое вручается для исполнения лицу, совершившему бытовое насилие либо от которого исходит угроза его совершения, под расписку.»

В ст. 31 нашего Закона упоминаются следующие лица: уполномоченные должностные лица, руководитель органа внутренних дел и заместитель руководителя органа внутренних дел. Перечня уполномоченных должностных лиц не имеется. В частности, о правах участкового инспектора в отношении защитного предписания в Законе не указано.

Исходя из положений Закона (ст. 31, 32) защитное предписание 1) применяется, 2) продлевается, 3)объявляется, 4)вручается и 5) разъясняются права и обязанности.

Для оценки наличия или отсутствия у участкового инспектора полномочий на применение, объявление, продление, вручение стоит проанализировать иные нормы.

Согласно п. 16.1 Инструкции по организации деятельности участкового инспектора милиции, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 28.06.2019 N 177 (далее- Инструкция) участковый инспектор в целях профилактики, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений, установления граждан, их совершивших, обязан в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об основах деятельности по профилактике правонарушений": 1) объявлять гражданам защитные предписания, 2) вручать гражданам их копии (статья 31), 3)осуществлять контроль за соблюдением установленных запретов и обязанностей.

Иными словами, при буквальном толковании участковый инспектор только объявляет, вручает копию и осуществляет контроль, но не имеет права применять защитное предписание. Указания о праве «применять» не имеется. А ведь «объявление» -не равно «применение». В Инструкции перечень полномочий участкового инспектора в части закона "Об основах деятельности по профилактике правонарушений" закрытый и ограничен функциями, направленными на исполнение предписания. Таким образом, полномочия лица, применившего защитное предписание, должны быть тщательно проверены судом при рассмотрении дел по ч.2 ст. 10.1 КоАП.

 

 



Добавить комментарий
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено