burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

account
Концепция цифрового развития (цифровизации) адвокатуры Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Артюхович Алексей Александрович

СПОРЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СФЕРЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК И ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ: ЧТО СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ БИЗНЕСУ В 2025 ГОДУ?


Грузоперевозки и транспортная экспедиция играют важнейшую роль в функционировании современной экономики, связывая производителей, продавцов и потребителей. Однако в этом процессе, где пересекаются интересы различных участников, возникает значительный риск споров. Эти конфликты могут затрагивать крупные суммы, сроки выполнения контрактов и репутацию компаний на международной арене. Как же защитить свои права и минимизировать потенциальные убытки? Почему в подобных ситуациях необходима высокая квалификация юристов?


Что такое споры в области перевозки и транспортной экспедиции?


Споры, связанные с перевозкой грузов, возникают между грузоотправителем, перевозчиком, грузополучателем и другими участниками процесса из-за нарушения условий договора. К ним относятся требования о возмещении убытков за потерю или повреждение груза, споры по оплате транспортных услуг, а также вопросы ответственности сторон за задержки или неправильное оформление документов.

Транспортная экспедиция представляет собой комплексную услугу, которая включает организацию доставки груза, оформление всех необходимых документов и взаимодействие с контрагентами, а также юридическую поддержку. В таких договорах часто участвует несколько сторон, что увеличивает вероятность возникновения споров на различных этапах логистической цепочки.

Обе категории правоотношений регламентированы как национальным законодательством, включая Гражданский кодекс Республики Беларусь, так и международными нормами, такими как Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, CMR Convention).


Как регулируются споры: законодательные аспекты


Белорусское законодательство, наряду с международными нормами, формирует основу для разрешения претензий и судебных споров между участниками процесса перевозки. 


Основные документы в этой области включают:


1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.

2. КДПГ, регулирующая международные автомобильные перевозки.

3. Закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности», который определяет правовую основу предоставления этих услуг.

4. Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 N 278-З "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках".

5. Устав автомобильного транспорта Республики Беларусь.

6. Хозяйственно-процессуальный кодекс, который регулирует процедуры подачи исков и защиты интересов в суде.


Согласно статье 751 Гражданского кодекса, перед подачей иска необходимо предъявить претензию перевозчику, если иное не предусмотрено законом или договором. Иск о возмещении убытков может быть подан только после частичного или полного отказа транспортной компании удовлетворить досудебную претензию или ее игнорирования в течение 30 дней с момента получения.

Важная роль в этом контексте отводится статье 31 КДПГ, которая определяет, в суд какого государства можно подать иск по международной перевозке. Обычно это зависит от места нахождения ответчика или места передачи груза.

Также следует учитывать сроки исковой давности, которые, как правило, составляют 1 год с момента, установленного законом или договором. В случаях, когда имеются умысел или злонамеренные действия со стороны перевозчика, этот срок может быть продлен до трех лет (ст. 32 КДПГ).


Как определяется ответственность сторон?


Вопросы ответственности перевозчика в спорах о грузоперевозках основываются на принципе риска. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза с момента его получения до передачи грузополучателю, если он не докажет, что утрата произошла в результате форс-мажора или нарушения инструкций со стороны заказчика. Этот принцип закреплен в статье 17 КДПГ и статье 750 Гражданского кодекса.

Перевозчик может ссылаться на особые риски, связанные с погрузкой и размещением, если эти обязательства лежали на грузоотправителе и недостатки были очевидны при приемке груза. Однако, если перевозчик не зафиксировал соответствующие замечания в CMR-накладной, он не сможет использовать аргументы о «некачественной упаковке» или ошибках при погрузке отправителем в суде.

Закон допускает возмещение только тех убытков, которые непосредственно связаны с перевозкой, включая плату за услуги, таможенные сборы и пошлины. Другие убытки не подлежат возмещению (п. 4 ст. 23 КДПГ).

Стоит отметить, что согласно судебной практике, если перевозчик выполняет поручение экспедитора, но при этом допускает ошибки или проявляет халатность, его ответственность сохраняется, даже если это произошло без прямых указаний клиента. Исключения составляют случаи, когда вред причинен в результате четких и обязательных распоряжений заказчика, однако такие обстоятельства должны быть документально подтверждены в суде.


Как происходит разрешение споров? Порядок, сроки и доказательства


Процесс разрешения споров, связанных с перевозкой и транспортной экспедицией в Беларуси, включает несколько обязательных этапов и процессуальных особенностей. Обычно спор начинается с подачи претензии перевозчику или экспедитору, где излагается суть нарушения, убытки и прилагаются доказательства (акты о повреждении, фотодокументация, документы из транспортного портала, переписка).

Международные перевозки по КДПГ не требуют обязательного досудебного порядка — истец может сразу обратиться в суд (п. 17 постановления Пленума ВС 9). В то же время, для внутренних перевозок досудебная претензия обязательна (ст. 751 Гражданского кодекса).

Пропуск срока исковой давности (обычно 1 год, а в случаях с умышленными действиями — 3 года) дает другой стороне право подать ходатайство о пропуске срока, что может привести к тому, что даже обоснованный иск будет оставлен без удовлетворения.


Ключевыми доказательствами в таких делах являются:


- Транспортные документы (CMR-накладные, ТТН, акты приемки-передачи).

- Протоколы расхождений, подписанные с участием представителей сторон.

- Переписка, включая электронные сообщения, признание долга.

- Экспертные заключения о техническом состоянии груза и транспортного средства.

- Документы, подтверждающие понесенные расходы (инвойсы, платёжные поручения).


Все обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности, должны быть доказаны именно им — суды придерживаются строгого принципа распределения бремени доказывания.


Ключевые особенности разрешения международных споров


В международных перевозках действует особый порядок юрисдикции споров, установленный КДПГ. Стороны имеют право выбрать суд из списка допустимых стран для подачи иска (например, по месту головного офиса перевозчика или месту передачи груза). Однако обращаться в суд другой страны можно только при наличии арбитражного соглашения.

Также следует отметить, что КДПГ не устанавливает четких сроков для приостановления срока исковой давности, и применимым становится национальное законодательство.

В Беларуси возможно одновременно предъявление исков к перевозчику и страховщику, если их ответственность основана на разных правовых основаниях. Наличие договора страхования не освобождает перевозчика от выполнения его основных обязательств.

Если груз задержан государственными органами, например, таможней, суд рассматривает причины задержки. Если перевозчик не виноват, убытки и штрафы могут быть не взысканы, однако доказать это часто сложно и требует участия квалифицированного юриста.


Как минимизировать риски споров? Практические рекомендации


Для эффективной защиты интересов сторон в процессе грузоперевозок рекомендуется:

- Тщательно документировать все условия договора, как в бумажном, так и в электронном виде, сохраняя оригиналы и копии транспортных, складских и сопроводительных документов.

- При обнаружении несоответствий немедленно составлять акты повреждений и фиксировать участие представителей другой стороны при составлении документации.

- Заказчикам стоит четко оговаривать условия страхования груза и ответственность перевозчика на всех этапах маршрута. Перевозчикам следует избегать принятия грузов с явными недостатками упаковки без соответствующих комментариев в документах.

Если вам необходима консультация или юридическое сопровождение в рамках досудебного или судебного спора по вопросам перевозки или транспортной экспедиции, оставьте заявку на моем личном сайте.


Личный сайт адвокатаАдвокат в Минске и по всей Беларуси - Алексей Артюхович - Официальный сайт | Law Office of Alexey Artyukhovich - Official website

Инстаграм - https://www.instagram.com/advokat.artuyhovich?igsh=MTZlbHkweGM1MDN1ZA%3D%3D&utm_source=qr