Раздел наследства традиционно относится не к самой простой категории споров. Наиболее распространенные споры, которые связаны с разделом наследства, возникают тогда, когда в их состав входят наиболее значимые объекты, например, такие как недвижимое имущество.
Наиболее распространенная категория дел – в отношении объекта недвижимости, входящего в состав наследства, который принадлежал умершему с регистрацией права только на его имя в установленном порядке. Как правило, по таким объектам споры связаны с определением долей иных лиц, которые наряду с умершим являлись участниками общей собственности. В 90% случаев это супруги, в том числе и бывшие, которые не разделили совместное имущество, реже – это участники приватизации, еще реже – лица, которые заключили договор о создании общей собственности.
Когда объект недвижимости был приобретен в период брака супругами, речь идет об общей совместной собственности, соответственно, в такой ситуации действуют общие положения статьи 1034 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Наследство открывается в отношении общего имущества, приходящегося на долю умершего, а при невозможности раздела в натуре – в отношении стоимости такой доли.
Основываясь на статье 87 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности», нотариальная практика идет по следующему пути: смерть одного из супругов (в том числе бывшего), или обоих супругов, являющихся участниками общей собственности, является основанием для определения равных долей супругов (бывших супругов) в общей совместной собственности. В таком случае выдается свидетельство о праве собственности на имя обоих супругов, а переживший супруг уведомляется о праве обратиться в суд при наличии спора о праве.
Выдача свидетельства о праве на наследство происходит только после выдачи свидетельства о праве собственности.
Если имущество было приобретено супругами в период брака, независимо от того, что супруги в последующем расторгли брак, и независимо от того, какое прошло время с момента приобретения имущества и с момента расторжения брака, сначала должны быть выданы свидетельства о праве собственности.
Если титульный собственник-супруг (то есть тот, на которого юридически оформлено имущество) с таким порядком не согласен, он должен обратиться с иском в суд, если он считает, что имущество, которое было формально приобретено в период брака не является совместно нажитым.
Основания для таких исков могут быть разными, начиная от того, что это имущество является его личным и такой супруг доказывает, что оно приобреталось за его личные денежные средства, либо же бывают случаи, когда такие иски основываются на том, что супруги фактически произвели раздел совместно нажитого в браке имущества и в порядке такого добровольного раздела (нигде не зафиксированного) спорный объект перешел в собственность одного из них.
Подобный нотариальный подход несколько изменил сложившуюся судебную практику и подход, который следовал от статьи 1034 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
В отличие от ранее сложившейся практики, активная позиция, которой раньше наделялись наследники, пытавшиеся выделить долю такого не выделившегося супруга, теперь перекладывается на самого титульного (юридического) собственника. Это порождает много вопросов, особенно о применении срока исковой давности.
Непонятно, как дальше будет складываться рассмотрение таких дел, но надо понимать, что к таким искам на сегодняшний день ориентирует нотариальная практика.
Второй случай, когда речь идет об общей собственности, – это в отношении приватизированных квартир. Здесь возможно несколько ситуативных правовых вариантов: 1) когда доли участников приватизации прямо определены в гражданско-правовом договоре (это более поздние по дате договоры); 2) когда имело место объединение жилищных квот, а жилое помещение оформлялось в собственность одного из членов семьи (это более старые по дате договоры).
Нотариальная практика исходит из того, что в таком случае скрытые участники приватизации (и их наследники) должны при определении долей и при отсутствии взаимного соглашения между другими наследниками обратиться с соответствующим иском в суд и выделить долю, приходящуюся на умершего участника приватизации и именно на эту долю в последующем открывается наследство.
Если у умершего наследодателя имелись объекты недвижимости, которые не были зарегистрированы за ним в установленном порядке, например, объекты, построенные в ЖК и ЖСПК, дачном, гаражном либо ином потребительском кооперативе и не были при жизни оформлены в собственность наследодателя, необходимо учесть следующее.
Исходя из пункта 4 статьи 1033 Гражданского кодекса Республики Беларусь, по общему правилу, наследство открывается только в отношении паенакоплений, хотя объект мог быть давно построен и находился длительное время в пользовании умершего лица. Только в том случае, если пай был полностью выплачен наследодателем, а воля наследодателя на оформление указанного имущества на праве собственности была выражена в письменном заявлении, направленном в компетентные органы, но процедура оформления не была завершена в связи со смертью, наследство открывается в отношении самого объекта недвижимости.
Еще одно исключение – в отношении квартиры наследодателя, пай за которую был выплачен полностью до 01.05.1994 года. В отношении таких объектов раньше стоял дискуссионный вопрос, было разъяснение Конституционного Суда Республики Беларусь, ориентировавшего на то, что если такие объекты наследуются, то после смерти наследодателя, полностью выплатившего пай до 01.05.1994 года, фактически в наследство входит не пай, а сам объект недвижимости. На сегодняшний день нужно руководствоваться Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.10.2006 года №63, – там вопрос решен однозначно в пользу граждан, а именно в инструкции прямо указано о том, что если наследники таких лиц могут представить справку о полной выплате пая до 01.05.1994 года, то нотариус должен выдать свидетельство о праве на наследство на сам объект недвижимости.
Отказ нотариуса выдать свидетельство на объект недвижимости в таком случае может быть обжалован в порядке обжалования действий нотариуса (не через исковое производство).
Нередко в юридической практике возникают вопросы о наследовании объектов, возводимых по договору долевого строительства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1033 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в состав наследства входит не сам объект (иногда фактически готовый объект долевого строительства), а лишь имущественные права и обязанности наследодателя, основанные на таком договоре создания объекта долевого строительства. Объект может быть достроен, но регистрация прав при жизни наследодателя не произошла. Именно поэтому в состав наследства входит не объекта, а совокупность прав и обязанностей наследодателя, вытекающая из договора. В такой ситуации допустима замена стороны в договоре.
Проблемным также может оказаться наследование иных созданных или неоконченных строительством объектов, которые никогда не были зарегистрированы на праве собственности за умершим.
Важно понимать, что в суд можно идти только в том случае, если исчерпан внесудебный порядок и потенциальный наследник не может получить свидетельство о праве собственности на такие объекты у нотариуса.
Согласно пункту 23 постановления пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании» от 21.12.2001 года №16, документом, подтверждающим право собственности умершего гражданина на жилой дом, жилое изолированное помещение с хозяйственными постройками или без них, сведения о которых внесены в похозяйственную книгу сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа до 8 мая 2003 года (до вступления в силу Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 года №133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»), но которые не зарегистрированы в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, является справка данного исполнительного и распорядительного органа. Отказ нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство на основании такой справки может быть обжалован в суд.
Если возведенный или незаконченный строительством дом (жилое изолированное помещение, иное строение), расположенный в городе или в сельском населенном пункте на предоставленном наследодателю в установленном законом порядке земельном участке, при жизни наследодателя не был зарегистрирован ни в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, ни внесением в похозяйственную книгу сельских (поселковых) исполнительных и распорядительных органов, наследники в силу пункта 3 статьи 220 Гражданского кодекса Республики Беларусь вправе обратиться в суд с требованием об установлении факта принадлежности наследодателю строительных материалов и другого имущества, из которого недвижимое имущество создано или создается. В случае возникновения спора о праве такие требования подлежат рассмотрению в порядке искового производства. Решение суда об удовлетворении указанных требований может являться основанием для обращения наследников в соответствующие органы местного управления и самоуправления для решения вопроса, в частности, о продолжении строительства, принятия постройки в эксплуатацию, а впоследствии - в территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним о регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним вновь созданного ими недвижимого имущества и права собственности на него.
В пункте 139 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.10.2006 года №63, указан перечень документов, подтверждающих право наследодателя на объекты недвижимости, которые не были зарегистрированы в его собственность.
Например, сведения о жилом доме внесены в похозяйственную книгу до 08.05.2003 года. Такие дома могут не быть зарегистрированы в установленном порядке, но сведения о них есть в похозяйственной книге, и при предоставлении справки местного сельисполкома сам нотариус вправе выдать на такие объекты свидетельство о праве на наследство. Точно так же происходит оформление наследственных прав в отношении садового домика, гаража, при условии что финансирование строительства не осуществлялось в составе кооператива. Если строительство объектов осуществлялось в кооперативе, то наследуется пай.
В отношении садовых домиков, возведенных до 08.05.2003 года, достаточно справки кооператива для оформления наследственных прав.
В отношении жилого дома, возведенного до 08.05.2003 года, в городе, населенном пункте на земельном участке, предоставленном наследодателю, достаточно предоставить справку местного исполкома, подтверждающую его возведение, а также соответствие санитарным, противопожарным, строительным, экологическим и иным требованиям.
Только в том случае, если речь идет о наследовании некого иного имущества – неоконченного строительством объекта – возникает необходимость обращаться в суд.
При отсутствии спора с иными наследниками предусмотрен особый порядок разрешения проблемного вопроса – через обращение с заявлением об установлении факта принадлежности наследодателю строительных материалов и другого имущества, из которого недвижимое имущество создано или создается. Речь идет об особом производстве.
Только в том случае, если некий спор существует изначально или возникнет в процессе рассмотрения заявления судом, необходимо будет разрешать данный спор в порядке искового производства.
Если существует возможность разрешить ситуацию во внесудебном порядке, суды отказывают в возбуждении таких дел либо прекращают производство по ним ввиду неподведомственности спора суду, а лица, которые не могут получить от нотариуса свидетельство в порядке наследования должны обжаловать действия нотариуса.
Все это касается только объектов недвижимости, которые никогда не были зарегистрированы в собственность наследодателя и не возводились в составе кооператива.
Иногда вместо требований об установлении факта принадлежности наследодателю строительных материалов и другого имущества, из которого недвижимое имущество создано или создается, заявляются требования об установлении факта владения, пользования и распоряжения таким имуществом. Такие требования являются неправильными, поскольку они возможны лишь в том случае, если в восстановлении утраченных документов о регистрации такого имущества отказано и этот факт не может установлен в ином порядке.
Мы же говорим о ситуации, когда такое имущество никогда не было зарегистрировано.
Может быть ситуация, когда имущество зарегистрировано в территориальном агентстве по государственной регистрации как созданное, было зарегистрировано и возникновение права собственности того либо иного лица на него, в последующем по сделке это имущество перешло в собственность наследодателя, но либо сама сделка, либо переход прав не был зарегистрирован на умершего.
В пункте 23-1 постановления пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании» от 21.12.2001 года №16 прямо указано, что если входящее в состав наследства недвижимое имущество наследодатель приобрел на основании сделки, однако сделку и переход права собственности в установленном порядке не зарегистрировал, то наследник вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности на это имущество, например, применительно к пункту 3 статьи 166 Гражданского кодекса Республики Беларусь (прямо из этой нормы это не следует).
Когда наследодатель сам приобрел на наследству какое-либо имущество, но переход прав на него не зарегистрировал (ситуация фактического принятия наследства), применим тот же пункт постановления пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании» – наследник должен предъявлять в суд иск о признании права собственности на это имущество в соответствии с пунктом 4 статьи 1069 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Если наследодатель принял наследство, получил свидетельство о праве на наследство, но не зарегистрировал переход права на себя по указанному свидетельству, то, учитывая, что получение самого свидетельства о праве на наследство уже будет являться получением правоустанавливающего документа, подтверждающего принадлежность такому наследодателю имущества, и в совершении нотариальных действий отказано быть не может. В судебном порядке такие споры разрешаться не должны.
Рассмотрим следующий пример для наглядности.
Супруги, производя раздел совместно нажитого имущества, решили этот вопрос добровольно, заключив мировое соглашение, которое было утверждено судом. По условиям мирового соглашения, 1/2 доля в праве собственности на жилой дом перешла супруге, а 1/2 доля – супругу. Никто не произвел регистрацию перехода прав на основании судебного постановления. Супруга, не успев оформить свою долю, умерла. Ее наследником являлся сын от первого брака (истец). Бывший супруг после смерти бывшей супруги оформил перешедшую к нему по определению суда 1/2 долю и тоже умер. Его наследниками являлись его дети от первого брака (два ответчика). У ответчиков как наследников умершего отца есть имущество, которое входит в состав наследства, а у наследника супруги 1/2 доля так и осталось открытой (не была зарегистрирована в установленном порядке). Возник вопрос, как производить ее наследование? Что должно входить в состав наследства и в каком порядке должно быть доказано, что в состав открывшегося наследства вошло это имущество?
Был подан иск в суд о признании за сыном умершей права на 1/2 долю в жилом доме в порядке наследования после матери. Фактически это бесспорное требование. Спор возник относительно того, кто является ответчиком по такому делу. Истец указал в качестве ответчиков наследников супруга, поскольку они как бы являются «долевиками» в отношении имущества. Ответчики указали, что они не являются ответчиками, поскольку от их прав, от их волеизъявления не зависит возможность оформления наследственных прав после матери истца. Этот вопрос возник потому, что возник вопрос распределения судебных расходов. Суд иск удовлетворил, с ответчиков были взысканы судебные расходы, которые понес истец, с ним согласились апелляционная и первичная надзорная инстанция. Ответчиками была подана надзорная жалоба в Верховный Суд Республики Беларусь, по результатам рассмотрения которой на судебные решения был принесен протест, поскольку необходимо было проверить, является ли этот спор подведомственным суду вообще и был ли фактически спор о праве?
Выяснилось, что истец не обращался в нотариальную контору и не получил официальный отказ нотариуса выдать ему свидетельство о праве собственности в порядке наследования, свидетельство о праве на наследство на 1/2 долю от его матери. Нотариальная контора не видела препятствий в том, чтобы считать определение суда об утверждении мирового соглашения достаточным документом, подтверждающим приобретение умершим наследодателем ее доли в праве собственности на жилой дом. Поскольку как такового спора не было, гражданское дело было прекращено, а оформление наследственных прав произошло в нотариальной конторе, а не через судебное решение.
Выбрав судебный порядок защиты права, истец поспешил и ошибся – такой вопрос вообще не мог быть решен судом, а требовал обращения к нотариусу, что позволило бы минимизировать расходы по оформлению наследственных прав и сделать это в максимально короткий срок. Более того, истец понес расходы, связанные с рассмотрением дела в суде, которые ему впоследствии не были возмещены.
Гражданам бывает сложно самостоятельно понять, как нужно действовать в конкретной ситуации, чтобы оформить свои наследственные права, – через нотариуса или через суд? Что подавать – жалобу, заявление или иск? В этом случае правовой совет адвоката всегда уместен и позволит сберечь и ваше время, и ваши деньги, а иногда и сохранить нормальные отношения с родственниками, необоснованно не привлекая их в качестве ответчиков и не начиная судебный процесс там, где он не нужен.
Внимание! Если после прочтения статьи у Вас остались вопросы или Вы имеете правовую проблему, аналогичную или близкую по сфере к той, которая освещена в статье, запишитесь на личный прием к адвокату для подробного анализа именно Вашего вопроса, подготовки правовых документов (ходатайств, жалоб и др.), за оказанием иной необходимой помощи.
С уважением,
адвокат Котух Юлия Борисовна
конт.тел. 8(029)1920584
УТВЕРЖДЕНО
Постановление совета
Белорусской республиканской
коллегии адвокатов
12.06.2023 № 05/06
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
1. Белорусская республиканская коллегия адвокатов (далее – БРКА, организация) уделяет особое внимание защите персональных данных и с уважением относится к соблюдению прав субъектов персональных данных.
Положение о политике в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) разъясняет субъектам персональных данных как и для каких целей их персональные данные собираются, используются или иным образом обрабатываются, а также отражает имеющиеся в связи с этим у субъектов персональных данных права и механизм их реализации.
2. Политика распространяет свое действие на обработку персональных данных:
работников БРКА;
бывших работников БРКА;
кандидатов на трудоустройство или заключение гражданско-правового договора;
адвокатов;
бывших адвокатов, исключенных из коллегий;
стажеров адвокатов;
претендентов на прохождение стажировки;
пользователей юридической онлайн-консультации на сайте БРКА;
контрагентов и представителей контрагентов БРКА;
лиц, обратившихся в БРКА с заявлением, жалобой, иным обращением.
2. Цели, объем и основания обработки персональных данных приведены в таблице 1.
3. Персональные данные могут быть использованы организацией в научных или иных исследовательских целях после обязательного обезличивания таких персональных данных.
4. БРКА осуществляет обработку только тех персональных данных, которые необходимы для выполнения заявленных целей и не допускает их избыточной обработки.
5. Организация не осуществляет передачу персональных данных третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
БРКА вправе поручить обработку персональных данных от ее имени или в ее интересах уполномоченному лицу на основании заключаемого с этим лицом договора.
Форма реестра уполномоченных лиц БРКА, обрабатывающих персональные данные, утверждается приказом председателя БРКА.
6. Трансграничная передача персональных данных
БРКА
не осуществляется.
7. Субъект персональных данных имеет право:
7.1. на отзыв своего согласия, если для обработки персональных данных организация обращалась к субъекту персональных данных за получением согласия. В этой связи право на отзыв согласия не может быть реализовано в случае, когда обработка осуществляется на основании договора (например, при реализации образовательных программ) либо в соответствии с требованиями законодательства (например, при проведении контроля либо рассмотрении поступившего обращения);
7.2. на получение информации, касающейся обработки своих персональных данных, содержащей:
место нахождения организации;
подтверждение факта обработки персональных данных обратившегося лица организацией;
его персональные данные и источник их получения;
правовые основания и цели обработки персональных данных;
срок, на который дано его согласие (если обработка персональных данных осуществляется на основании согласия);
наименование и место нахождения уполномоченного лица (уполномоченных лиц);
иную информацию, предусмотренную законодательством;
7.3. требовать от организации внесения изменений в свои персональные данные в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими или неточными. В этих целях субъект персональных данных прилагает соответствующие документы и (или) их заверенные в установленном порядке копии, подтверждающие необходимость внесения изменений в персональные данные;
7.4. получить от организации информацию о предоставлении своих
персональных данных, обрабатываемых организацией, третьим лицам. Такое право
может быть реализовано один раз в календарный год,
а предоставление соответствующей информации осуществляется бесплатно;
7.5. требовать от организации бесплатного прекращения обработки своих персональных данных, включая их удаление, при отсутствии оснований для обработки персональных данных, предусмотренных Законом и иными законодательными актами;
7.6 обжаловать действия (бездействие) и решения организации,
нарушающие его права при обработке персональных данных,
в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных
в порядке, установленном законодательством об обращениях граждан
и юридических лиц.
8. Для реализации своих прав, связанных с обработкой персональных данных, субъект персональных данных подает в БРКА заявление в письменной форме (а в случае реализации права на отзыв согласия – также в форме, в которой такое согласие было получено) по почтовому адресу: 220005, г.Минск, ул.В.Хоружей, 3.
Такое заявление должно содержать:
фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) субъекта персональных данных, адрес его места жительства (места пребывания);
дату рождения субъекта персональных данных;
изложение сути требований субъекта персональных данных;
идентификационный номер субъекта персональных данных, при отсутствии такого номера – номер документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных, в случаях, если эта информация указывалась субъектом персональных данных при даче своего согласия или обработка персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных;
личную подпись (для заявления в письменной форме) субъекта персональных данных.
Организация не рассматривает заявления субъектов персональных данных, направленные иными способами (e-mail, телефон, факс и т.п).
9. Удаление персональных данных оформляется и подтверждается актом удаления в случае, если персональные данные содержатся в электронной форме, либо актом уничтожения в случае, если персональные данные содержатся в письменной форме.
Персональные данные, содержащиеся в делах постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, подлежат передаче в архив организации в составе дел.
Персональные данные, содержащиеся в делах временного (до 10 лет) хранения, в архив организации не передаются и по истечении сроков временного хранения подлежат уничтожению в составе дел. В этом случае отдельный акт уничтожения персональных данных не составляется.Цели, объем и основания обработки персональных данных
Цели обработки персональных данных |
Категории субъектов персональных данных, чьи данные подвергаются обработке |
Перечень обрабатываемых персональных данных |
Правовые основания обработки персональных данных |
Срок хранения персональных данных |
|
Обработка персональных данных при осуществлении основной деятельности БРКА
|
|||||
Рассмотрение обращений, в том числе внесенных в книгу замечаний и предложений |
Лица, направившие обращение, иные лица, чьи персональные данные указаны в обращении |
Фамилия, собственное имя, отчество, адрес места жительства (места пребывания), номер телефона, суть обращения, иные персональные данные, указанные в обращении |
Обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 и абзац шестнадцатый пункта 2 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 "О защите персональных данных" (далее – Закон), пункт 1 статьи 3 Закона Республики Беларусь ”Об обращениях граждан и юридических лиц“
|
5лет с даты последнего обращения; 5 лет после окончания ведения книги замечаний и предложений. П.п.85, 89 Перечня типовых документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утв пост. Министерства юстиции от 24.05.2012 №140 (далее – Перечень) |
|
Предварительная запись на личный прием |
Лица, обращающиеся на личный прием |
Фамилия, собственное имя, отчество адрес места жительства (места пребывания), номер телефона, суть обращения |
Обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 Закона, пункт 7 статьи 6 Закона Республики Беларусь ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ |
5 лет с даты обращения. П.85 Перечня. |
|
Заключение и исполнение гражданско-правовых договоров |
Лица, уполномоченные на подписание договора |
Фамилия, собственное имя, отчество либо инициалы лица, должность лица, подписавшего договор, иные данные в соответствии с условиями договора (при необходимости) |
1. В случае заключения договора с физическим лицом – обработка на основании договора с субъектом персональных данных: абзац пятнадцатый статьи 6 Закона 2. В случае заключения договора с юридическим лицом – обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 Закона, статья 49, пункт 5 статьи 186 Гражданского кодекса |
3 года после окончания срока действия договора, контракта, проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет после окончания срока действия договора, контракта. П.70 Перечня |
|
Направление на стажировку |
Претенденты на прохождение стажировки |
Фамилия, собственное имя, отчество претендента, адрес места жительства, телефон, сведения о трудовой деятельности, образовании |
Ч.3 п.2 ст.9 Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон об адвокатуре) |
10 лет ЭПК. П.37 Перечня |
|
Юридическое онлайн-консультирование на сайте БРКА |
Пользователи юридической онлайн-консультации |
Имя, телефон, адрес электронной почты пользователя |
Согласие, полученное путем заполнения формы на странице https://brka.by/consultation/ |
1 год после окончания срока, на который дается согласие. П.331 Перечня П.2.13 Правил работы Интернет-ресурса "Бесплатная юридическая онлайн-консультация Белорусской республиканской коллегии адвокатов" |
|
Публикация новостей на информационных ресурсах БРКА (web-сайт, электронное издание «Адвокат», мобильные приложения «Адвокаты Беларуси») |
Адвокаты, должностные лица государственных органов и организаций, лекторы УМЦ БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, должность |
Абзац 20 ст.6 Закона. Часть 2 статьи 22-1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 "Об информации, информатизации и защите информации"/ Статья 5 Закона. |
Постоянно. П.1054.1 Перечня |
|
Согласия субъектов персональных данных на обработку их персональных данных
|
Лица, согласие которых отбирается |
В соответствии с абзацем 9 статьи 1 Закона |
Ст. 5 Закона |
1 год после окончания срока, на который дается согласие. П.33 1 Перечня |
|
Заявления субъектов персональных данных
|
Заявители |
Сведения, содержащиеся в заявлении |
Ст.14 Закона |
1 год. П.33 2 Перечня |
|
Обработка персональных данных работников аппарата БРКА в процессе трудовой (служебной) деятельности
|
|||||
Оформление (прием) на р аботу |
Соискатели, члены их семей |
Ст. 26 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК ), Инструкция о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утв. постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2 |
Оформление трудовых (служебных) отношений, а также в процессе трудовой (служебной) деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 26 ТК, п. 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5
|
Личные дела работников - 55 лет после увольнения. П. 673.3 Перечня. |
|
Ведение трудовых книжек |
Работники аппарата БРКА |
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 «О трудовых книжках» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Трудовые книжки - до востребования. Невостребованные – не менее 50 лет.
|
|
Ведение учета фактически отработанного времени |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество либо инициалы, занимаемая должность работника, сведения о времени нахождения или отсутствия на рабочем месте |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 133 ТК |
Сводки, сведения, докладные записки и др. – 3 года. Журналы учета рабочего времени – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П.п.487, 488 Перечня
|
|
Выплата заработной платы |
Работники аппарата БРКА |
Паспортные данные, сведения о трудовой деятельности, заработной плате, банковские данные |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, п. 5 ст. 11 Трудового кодекса (далее – ТК) |
3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет. П.205 Перечня.
|
|
Выплата пособий по временной нетрудоспособности |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, сведения о состоянии здоровья работника
|
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, п. 5 ст. 11 ТК |
Документы о выплате пособий, пенсий, об оплате листков нетрудоспособности по гос.соц. страхованию, листки нетрудоспособности – 3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П.п. 215, 219 Перечня |
|
Командирование |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество работника, занимаемая должность, паспортные данные, сведения о проездных документах, бронировании гостиниц и иные сведения, предусмотренные законодательством и (или) необходимые для организации командировки |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. ст. 93, 95 ТК |
В пределах Республики Беларусь – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 697.1 Перечня. При служебных командировках за границу – 10 лет. Выделяются к уничтожению по прошествии не менее 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П. 697.2 Перечня.
|
|
Применение мер поощрения. Предоставление гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством о труде
|
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, сведения, послужившие основанием для поощрения, предоставления гарантии, компенсации |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, глава 9 ТК, ст. 196 ТК |
55 лет. П. 21.3 Перечня
|
|
Привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности
|
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, сведения, послужившие основанием для привлечения к ответственности |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, главы 14, 37 ТК |
3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 21.4 Перечня |
|
Предоставление трудовых и социальных отпусков |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, даты отпуска, вид отпуска, иные сведения, послужившие основанием для предоставления социального отпуска (сведения о состоянии здоровья, о рождении детей) |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, глава 12 ТК |
Графики трудовых отпусков – 1 год. П. 702 Перечня. Приказы о предоставлении трудовых отпусков – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 21.4 Перечня. Приказы о предоставлении социальных отпусков – 55 лет. П. 21.3 Перечня. |
|
Изменение и прекращение трудового договора |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество работника, сведения о трудовой деятельности, объяснительные и докладные записки и иные сведения, послужившие основанием для изменения, прекращения трудового договора |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, главы 3, 4 ТК |
Приказы, распоряжения, указания руководителей организаций – 55 лет. П. 21.3 Перечня. Трудовые договоры (контракты) и дополнительные соглашения к ним – 3 года после окончания срока действия трудовых договоров, контрактов. П.676 Перечня |
|
Ведение воинского учета |
Военнообязанные работники БРКА, члены их семей |
Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 27.01.2020 № 5 «Об установлении форм документов воинского учета» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 9 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 «О воинской обязанности и воинской службе» |
5 лет. П. 691 Перечня |
|
Подача документов в целях осуществления государственного социального страхования
|
Работники аппарата БРКА |
Паспортные данные, медицинские и иные сведения, являющиеся основанием для осуществления социального страхования |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, абз. 17 п. 2 ст. 8 Закона, п. 1 ст. 5 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» |
1 год после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 203 Перечня
|
|
Подача документов учета застрахованных лиц |
Работники аппарата БРКА, лица, работающие по гражданско-правовому договору |
Постановление Правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 «О порядке заполнения и приема-передачи форм документов персонифицированного учета» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Документы, послужившие основанием для назначения пособий, выплачиваемых из средств государственного социального страхования – 5 лет. П. 636 Перечня |
|
Оформление документов, необходимых для назначения пенсии
|
Работники аппарата БРКА |
В соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596- XII «О пенсионном обеспечении» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Документы индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, послужившие основанием для начисления пенсии – 5 лет. П. 640.2 Перечня |
|
Оформление формы ПУ‑2 |
Бывшие работники аппарата БРКА |
Фамилия, имя, отчество, страховые данные, сведения о периоде трудовой деятельности |
Абзац 8 ст. 6 Закона, п. 15 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утв. постановлением Совета министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 |
Документы о подтверждении трудового стажа работников – 5 лет. П. 687 Перечня |
|
Договоры о материальной ответственности |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, имя, отчество, должность |
Абзац 8 ст. 6 Закона, ст. 405 ТК |
3 года после увольнения, смены материально ответственного лица, проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если проверка не проводилась – 10 лет после увольнения, смены материально ответственного лица. П. 232 Перечня
|
|
Обработка БРКА персональных данных адвокатов |
|||||
Организация и осуществление избрания председателя БРКА и его заместителя |
Члены совета БРКА – кандидаты на должность |
Фамилия, имя, отчество, место работы кандидата на должность |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п. 3 ст. 47 Закона об адвокатуре |
Постоянно. П. 17 Перечня |
|
Выплата вознаграждения председателю БРКА, заместителю, руководителю УМЦ БРКА, членам совета, ревизионной комиссии БРКА
|
Председатель, заместитель председателя БРКА, руководитель Учебно-методического центра БРКА, члены совета, ревизионной комиссии БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, банковские сведения, сведения о размере вознаграждения |
Абзац 20 статьи 6 Закона, постановления совета БРКА о размере и порядке выплаты вознаграждения |
Постановления совета БРКА о размере и порядке выплаты вознаграждения – постоянно. П.17 Перечня. Распоряжение о выплате и документы к нему – постоянно. П.21.1 Перечня |
|
Командирование |
Председатель, заместитель председателя БРКА, руководитель Учебно-методического центра БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, паспортные данные, сведения о проездных документах, бронировании гостиниц и иные сведения, предусмотренные законодательством и (или) необходимые для организации командировки |
Абзац 8 ст. 6 Закона, ст. ст. 93, 95 ТК |
В пределах Республики Беларусь – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 697.1 Перечня. При служебных командировках за границу – 10 лет. Выделяются к уничтожению по прошествии не менее 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П. 697.2 Перечня
|
|
Изготовление удостоверения адвоката |
Адвокаты, в том числе председатели и заместители председателей коллегий адвокатов |
Фамилия, имя, отчество, цветная фотография адвоката, лицензия на осуществление адвокатской деятельности, место работы. Указание на должность председателя, заместителя председателя коллегии адвокатов. |
Абзац 20, ст. 6 Закона, п. 3 ст. 11 Закона об адвокатуре |
Документы об изготовлении, реализации, пересылке, уничтожении удостоверений адвокатов (заявки, акты, переписка и др.) – постоянно. П.425 Перечня |
|
Возбуждение и рассмотрение дел о дисциплинарной ответственности, рассмотрение жалоб на решения о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности либо о прекращении дисциплинарного производства в отношении адвоката
|
Адвокаты, председатели, заместители и члены советов коллегий адвокатов, лица, обратившиеся с жалобой на действия адвоката |
Фамилия, имя, отчество, место работы адвоката, фамилия, имя, отчество, место жительства, номер телефона лица, обратившегося с жалобой, сведения, изложенные в жалобе или ином документе, послужившем основанием для рассмотрения дела |
Абзац 20, ст. 6 Закона, п. 4 ст. 47, абз. 10,17,18 п. 6 ст. 47 Закона об адвокатуре |
Постоянно. П. 17 Перечня. Документы о дисциплинарных нарушениях (обзоры дисциплинарной практики адвокатов, дела о дисциплинарных проступках адвокатов) - 5 лет. Протокол заседания экспертной комиссии от 01.03.2023 №2 |
|
Материальная помощь адвокатам, ветеранам адвокатуры
|
Адвокаты, бывшие адвокаты |
Фамилия, имя, отчество, место работы, контактный номер телефона, место жительства, сведения о трудовой деятельности, иных основаниях для оказания материальной помощи, банковские сведения, сведения о размере вознаграждения |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре, постановления совета БРКА о порядке выплаты и размере материальной помощи |
Постановления совета БРКА о порядке выплаты и размере материальной помощи – постоянно. П.17 Перечня. Распоряжение о выплате и документы к нему – постоянно. П.21.1 Перечня |
|
Обучение |
Стажеры адвоката, адвокаты |
Фамилия, собственное имя, отчество стажера, адвоката, адрес места жительства, номер телефона, место работы, паспортные данные
|
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре |
3 года. Протокол экспертной комиссии от 01.03.2023 №2 |
|
Собирание сведений о деятельности адвокатов
|
Адвокаты |
Фамилия, собственное имя, отчество адвоката, место работы, собираемые сведения |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре |
10 лет ЭПК. П.37 Перечня |
|
Размещение информации об адвокатах на сайте, в мобильных приложениях БРКА |
Адвокаты |
Фамилия, имя, отчество, место работы, контактный телефон, адрес электронной почты, цветная фотография, лицензия на право осуществления адвокатской деятельности, должность, специализация, владение иностранным языком, свидетельство медиатора, адрес личного сайта |
Абзац 20 ст. 6 Закона, ст.4 Закона об адвокатуре (организация адвокатуры и адвокатской деятельности основывается на принципе доступности юридической помощи), абзац девятый ст.42 Закона об адвокатуре (к компетенции территориальной коллегии относится ведение официальных сайтов в глобальной компьютерной сети Интернет с размещением информации об адвокатах). Статья 5 Закона |
Данные удаляются с сайта и из мобильных приложений после исключения адвоката из территориальной коллегии адвокатов |