burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Юденко Марина Викторовна

Признаки организованной группы

Совершение преступления организованной группой является одной из наиболее опасных форм соучастия. Вменение участия в составе организованной группы на практике часто встречается при совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также  мошенничеств.

Статья 18 УК дает определение организованной группы: преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя или более лицами, предварительно объединившимися в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности.

Детальное описание признаков организованной группы содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.09.2003 N 9 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с созданием и деятельностью организованных групп, банд и преступных организаций" :

1. Предварительная объединенность организованной группы означает совершение целенаправленных действий по ее созданию, формированию структуры, определению места и роли (распределению функций) каждого участника

2.        Необходимо, как правило, наличие в ее составе руководителя (нескольких руководителей), выполняющего действия по координации преступной деятельности данной группы, руководству ею, поддержанию внутригрупповой дисциплины, основанной на подчиненности участников группы ее руководителю, подкрепленной его авторитетом, принудительной силой и т.п.

3.  Об устойчивости группы могут свидетельствовать стабильность состава участников либо основного ядра группы, а также продолжительность преступной деятельности, тесная взаимосвязь между ее членами, способность группы продолжать свою деятельность в случае выбытия отдельных участников.

4.        Целью является совместная преступная деятельность, на длительный период времени и неопределенное по продолжительности совершение различных, либо одного, но продолжаемого преступления.

5.        Участником организованной группы,  следует признавать лицо, которое, достоверно зная о целях и характере данной группы, входит в ее состав и участвует в любой форме в подготовке или совершении преступлений.

      Участник обязательно должен знать о преступном характере деятельности  организованной группы. При этом оценке подлежит в том числе субъективное восприятие лица, действующего в интересах организованной группы.  Применение мер конспирации (изменение имени при личном общении, сокрытие лица предметами одежды), использование техники только для «работы», регулярная смена аккаунтов, необоснованно высокий доход за внешне простое поручение, использование в общении «специальных» слов, характерных для определенной преступной сферы, должны как минимум насторожить. О направленности на продолжительную преступную деятельность указывает длительность периода совершения преступлений; выплата незаконного дохода по итогам месяца (недели), а не за разовое поручение; неоднократное выполнение тождественных поручений и другие.

  С учетом того, что общение между участниками группы происходит с соблюдением мер конспирации, личное знакомство для участия в организованной группе не требуется и не является принципиальным. Иными словами, если обвиняемый не знал, кто скрывается под никнеймом «Nobody», но из общения следует, что последний, например, занимался кадровым подбором участников группы или обучением новичков, вполне обоснованно будет признана осведомленность о распределении функций. Из указанных выше положений законодательства следует, что руководитель имеется «как правило». Полагаю, что чаще все-таки руководитель или несколько руководителей возглавляют группу. Опять же личное знакомство рядового участника с руководителем не требуется для признания лица участником организованной группы. Ссылки в общении на указания «главного» в совокупности с иными доказательствами может быть достаточно для признания группы управляемой.

         Стабильность состава предполагает хотя бы двух человек, являющихся постоянными участниками.  Функции участников организованной группы обычно распределены; при этом в силу «карьерного роста», расширения сферы преступной деятельности они могут со временем меняться, дополняться. Поддержание дисциплины внутри группы может обеспечиваться личным авторитетом руководителя, угрозой физических наказаний и(или) системой штрафов за нарушение установленных правил, а также системой поощрений за беспрекословное выполнение поручений.

    Таким образом, при оценке позиции обвиняемого в части наличия или отсутствия признаков организованной группы, следует детально оценивать все собранные по делу доказательства.

         
Добавить комментарий
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено