burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция цифрового развития (цифровизации) адвокатуры Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Павленко Юлия Вячеславовна

Ответственность за нарушение норм, обеспечивающих защиту персональных данных

При обращении с персональными данными, предоставлении персональных данных важно помнить об ответственности, которая может наступать при нарушении норм, обеспечивающих защиту персональных данных.

Существует материальная, дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства о персональных данных.

Действующее законодательство Республики Беларусь предусматривает следующие виды ответственности за нарушение норм, обеспечивающих защиту персональных данных работника:

1. Материальная ответственность работника за разглашение сведений, относящихся к персональным данным других работников, возлагается на него в полном размере причиненного ущерба.

2. Дисциплинарная ответственность в виде увольнения наступает для работника, разгласившего охраняемую законом тайну (в том числе персональных данных другого работника), однако необходимо, чтобы эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей.

Меры дисциплинарной ответственности, порядок и сроки их применения, порядок обжалования, снятия и погашения дисциплинарных взысканий урегулированы главой 14 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также другими актами законодательства: Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. N 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины", Декретом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. N 5 "Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций" и др.

В соответствии со ст. 197 ТК дисциплинарная ответственность наступает за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (совершение дисциплинарного проступка).

Основные обязанности работника закреплены в ст. 53 ТК, в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективных договорах, должностных (рабочих) инструкциях и иных локальных правовых актах нанимателя (соглашениях, положениях, инструкциях по охране труда и технике безопасности и т.д.), а также дисциплинарных уставах.

Таким образом, привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушение законодательства о персональных данных возможно только в отношении тех категорий работников, на которых возложена обязанность по обработке персональных данных, в связи с нарушением ими порядка обработки персональных данных.

За разглашение персональных данных может наступать административная ответственность по ст. 23.6. КоАП РБ.

Согласно ст. 23.6.КоАП РБ умышленное разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны без согласия ее владельца лицом, которому коммерческая или иная охраняемая законом тайна известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, -

влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

Ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных предусмотрены в ст. 23.7 КоАП РБ. В данной статье закреплена ответственность как для физического, так и для юридического лица.

Согласно ч. 1 ст. 23.7 КоАП РБ

Умышленные незаконные сбор, обработка, хранение или предоставление персональных данных физического лица либо нарушение его прав, связанных с обработкой персональных данных, -

влекут наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин.

Согласно ч. 2 ст. 23.7 КоАП РБ

Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные лицом, которому персональные данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, -

влекут наложение штрафа в размере от четырех до ста базовых величин.

Согласно ч. 3 ст. 23.7 КоАП РБ

Умышленное незаконное распространение персональных данных физических лиц -

влечет наложение штрафа в размере до двухсот базовых величин.

Согласно ч. 4 ст. 23.7 КоАП РБ

Несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных физических лиц -

влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до двадцати пяти базовых величин, а на юридическое лицо - от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Уголовная ответственность наступает согласно ст. 203-1 УК Республики Беларусь.

Так, умышленные незаконные сбор, представление информации о частной жизни и (или) ПД другого лица без его согласия, повлекшие причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина, наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

Умышленное незаконное распространение информации о частной жизни и (или) ПД другого лица без его согласия, повлекшее причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

Действия, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 203-1 УК, совершенные в отношении лица или его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга, наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

Согласно ст. 203-2 УК несоблюдение мер обеспечения защиты ПД лицом, осуществляющим обработку ПД, повлекшее по неосторожности их распространение и причинение тяжких последствий, наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до одного года.

Согласно ст. 19 Закона Республики Беларусь «О персональных данных» лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность, предусмотренную законодательными актами.

Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, установленных настоящим Законом, подлежит возмещению. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, гражданин вправе требовать от нарушителя денежную компенсацию указанного вреда.

Статья 28 фактически признала самостоятельный характер данного права по отношению к праву на защиту частной жизни.

Статья 28 Закона гласит о том, что каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его частную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.

В Республике Беларусь существует Центр защиты персональных данных.

Его задачами является принятие меры по предупреждению незаконных сбора и обработки персональных данных, проведение обучения, осуществление контроля за обработкой персональных данных, рассмотрение жалоб, проведение проверок соблюдения законодательства в области персональных данных, разъяснение по вопросам применения законодательства в области персональных данных.

Так, Центр осуществляет контроль за обработкой персональных данных операторами (уполномоченными лицами) и рассматривает жалобы субъектов персональных данных по вопросам их обработки.

При выявлении по итогам деятельности операторов (уполномоченных лиц) нарушений законодательства о персональных данных Центр уполномочен выносить им письменные требования (предписания) об устранении таких нарушений и (или) приостановлении (прекращении) обработки персональных данных в информационном ресурсе (системе), т.е. фактически приостанавливать его (ее) работу на срок до шести месяцев.

Установление в деятельности операторов или иных лиц признаков административных правонарушений или уголовно наказуемых деяний может влечь направление соответствующих материалов в правоохранительные органы для решения вопроса о привлечении виновных соответственно к административной или уголовной ответственности.

 

Добавить комментарий
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено