burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция цифрового развития (цифровизации) адвокатуры Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Стригельская Дарина Владимировна

Определение порядка общения бабушки с внуком: история одного дела

Суть дела:
после развода родителей ребенок остался проживать с мамой. Отец ребенка чрезмерной инициативностью в продолжении общения с несовершеннолетним не отличался. А вот бабушка по линии отца общаться с ребенком хотела. При этом далеко не всегда женщинам (бабушке и маме) удавалось договориться о том, когда и как будет происходить общение. Часто бабушка и вовсе действовала по своему разумению: раньше времени забирала ребенка из группы продленного дня, срывала посещение ребенком дополнительных занятий и секций, отказывалась возвращать его домой на ночь и т.д., и т.п. Мама, со своей стороны, всячески пыталась договориться, разумно и в интересах ребенка организовать его общение с бабушкой по линии отца. Та, в свою очередь, настаивала: ее необоснованно лишают возможности общаться с ребенком столько, сколько она хочет и может. В итоге бабушка обратилась в суд с иском об определении порядка ее общения с внуком. Мама ребенка записалась на прием ко мне, ведь, по ее убеждению, предлагаемый в иске график встреч категорически не отвечал интересам несовершеннолетнего.

Разрешение ситуации:
Первая консультация позволила выяснить позицию матери, установить причины ее несогласия с предложенным бабушкой в иске порядком ее общения с ребенком. Был разработан алгоритм дальнейших действий, продуманы доказательства, которые необходимо было собрать в обоснование доводов и возражений мамы.
В рамках подготовки к рассмотрению дела в суде мной от имени и в интересах клиентки были составлены письменные возражения против иска. Фактически они состояли из двух блоков.
Первый блок представлял собой непосредственно возражения матери против доводов иска бывшей свекрови и предлагаемого ею порядка общения с ребенком.
В данной части поясню, что истец, в том числе, просила дать ей возможность:
1) раз в неделю в будний день забирать ребенка из школы сразу после уроков, до начала работы группы продленного дня.
Однако, в предложенный истцом день в вечернее время ребенок посещал дополнительные корректирующие занятия, предписанные ему по состоянию здоровья. Ребенка на данных занятиях всегда сопровождала мать. Она получала программу работы с несовершеннолетним на всю следующую неделю, и в целях экономии ежедневно занималась по ней с ребенком дома самостоятельно. Соответственно общение с бабушкой в конкретный выбранный истцом будний день категорически не отвечало интересам малолетнего. Под сомнением был также любой другой будний день, ведь в таком случае ребенок пропускал группу продленного дня и вечерние занятия дома с мамой. Бабушка же с ребенком выполнением домашних заданий и дополнительным развитием не занималась, хотела и проводила время с внуком по своему разумению: играя, просматривая телевизор и т.д.
2) каждую субботу забирать ребенка к себе.
Однако, по субботам ребенок посещал дополнительные занятия по творчеству, куда бабушка его также никогда не водила.
3) при желании ребенка оставлять его у себя после общения в будний день и в субботу на ночь, возвращая не позднее обеденного времени следующего дня.
Однако, по месту жительства бабушки не были созданы условия для оставления там несовершеннолетнего на ночь, в том числе – отсутствовало отдельное спальное место. Кроме того, с учетом формулировки исковых требований возникал вопрос, намерена ли бабушка отводить в такие дни внука в школу, или же намерена использовать и это время для общения с ним. Очевидно, что такой порядок общения интересам ребенка также не соответствовал.
4) забирать ребенка к себе для общения на один полный конкретный месяц лета, в том числе с выездом на оздоровление за пределы Республики Беларусь.
Однако, у бабушки имелся ряд возрастных заболеваний, проявление которых выражалось в приступах, что могло поставить под угрозу безопасность нахождения с ней ребенка. Особенно опасно это было в контексте возможного нахождения истца с ребенком за границей, где мама или кто-либо из доверенных ей лиц не смогли бы вмешаться в ситуацию.
5) общаться с ребенком беспрепятственно по телефону в любое время.
Однако, ранее бабушка неоднократно срывала образовательный процесс ребенка, настойчиво звоня ему на личный номер телефона во время уроков и иных дополнительных занятий.
Изложенные выше и иные приведенные в возражениях доводы матери сводились к главному: она не против общения ребенка с бабушкой по линии отца, поскольку осознает важность такого общения. Но конкретный предлагаемый истцом порядок общения не отвечает интересам несовершеннолетнего, в связи с чем установлен быть не может.
Соответственно второй блок письменных возражений против иска содержал предлагаемый матерью ребенка порядок его общения с бабушкой по линии отца, который, по мнению ответчика, отвечал интересам несовершеннолетнего.
Так, женщина просила установить такой график встреч, при котором ребенок будет общаться с бабушкой вторую половину дня каждой второй и четвертой субботы месяца. Кроме того, ответчик предлагала зафиксировать, что бабушка может беспрепятственно звонить ребенку на номер его мобильного телефона ежедневно вечером, в определенный промежуток времени. В возражениях по согласованию с матерью были прописаны также иные важные для данной категории дел положения о порядке общения. В документе было приведено подробное правовое и фактическое обоснование предлагаемого графика общения.
В ходе рассмотрения дела в суде истец, как и ранее ответчик, воспользовалась помощью представителя – адвоката. Результатом получения каждой из женщин профессиональной юридической помощи стала возможность коммуникации между участниками процесса и проведения конструктивных переговоров на предмет мирного разрешения возникшего спора.
В итоге мать ребенка и его бабушка по линии отца смогли договориться о том, что последняя будет общаться с ребенком:
1) вторую половину дня каждой первой и третьей пятницы месяца (в день, свободный и от дополнительных занятий у ребенка, и от необходимости делать домашнее задание на следующий учебный день);
2) две последние недели каждого июня (с правом выезда для отдыха и оздоровления в пределах Республики Беларусь);
3) в определенные дни весенних, осенних и зимних каникул (без оставления на ночь);
4) беспрепятственно звонить ребенку на номер его мобильного телефона ежедневно вечером, в определенный промежуток времени.
Кроме того, стороны согласовали порядок возможного переноса встреч на другое время, предоставление дополнительных встреч по согласованию с матерью, порядок уведомления друг друга о невозможности встречи по уважительной причине и т.д.
Определением суда были утверждены все условия достигнутого сторонами мирового соглашения. Этим же определением было прекращено производство по гражданскому делу.
Впоследствии определение суда никем не обжаловалось и не опротестовывалось. По истечении установленного срока оно вступило в законную силу и исполняется в добровольном порядке.

Комментарий адвоката:
в моей практике нередко оказывается так, что дело попадает в суд по одной главной причине: нарушение коммуникации между участниками ситуации. Предшествующие отношения сторон, взаимные упреки и претензии, обиды и недосказанности лишают их возможности разговаривать конструктивно, слышать друг друга и договариваться. Описанное выше дело – яркий пример такой ситуации. Только после обращения одной из сторон в суд, каждый из участников ситуации воспользовался помощью адвоката. В результате чего, и истец, и ответчик стали понимать перспективу рассмотрения дела судом. Более того, привлечение к делу представителей, не вовлеченных в ситуацию эмоционально, действующих беспристрастно и профессионально, позволило внести конструктивность в процесс обсуждения женщинами возникшего между ними спора. Следствием этого стало то, что мать и бабушка ребенка смогли услышать друг друга, выработать взаимоудобный и отвечающий интересам малолетнего порядок его общения с бабушкой по линии отца. Дополнительными приятными «бонусами» такого завершения дела стала минимизация сроков его рассмотрения в суде, сокращение понесенных сторонами судебных расходов по делу, сохранение сил, нервов и отношений.

Если Вы оказались в схожей ситуации – звоните или пишите, я буду рада помочь Вам разобраться в ней.

С уважением,
адвокат Дарина Стригельская,
тел.моб.: +375-44-732-31-80

Добавить комментарий
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено