burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

account
Концепция цифрового развития (цифровизации) адвокатуры Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Стешенко  Александр Сергеевич

НЮАНСЫ ЗАЩИТЫ ПОДОЗРЕВАЕМОГО (ОБВИНЯЕМОГО)

Заключен договор на участие адвоката в качестве защитника в производстве по уголовному делу в стадии предварительного расследования. Адвокат, предоставив следователю ордер на защиту, приобрел уголовно-процессуальный статус защитника.



Защитник в первой беседе с клиентом (подозреваемым) приступил к тщательному выяснению обстоятельств события, на основании которого в отношении клиента возбуждено уголовное дело, пытаясь определиться с его ролью и квалификацией действий в выдвинутом подозрении в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 328 УК Республики Беларусь (незаконные с целью сбыта приобретение и хранение наркотических средств).



Клиент, отрицавший цель сбыта, сказал, что не собирается быть искренним и защитнику незачем детально и полно знать все обстоятельства произошедшего, достаточно для осуществления защиты информации, имеющейся в копии постановления о возбуждении уголовного дела, предоставленных им адвокату документах и сообщенной устно.



Клиент настоял, что:



сам будет решать, что делать защитнику целесообразно и полезно, а что нет;



защитнику не следует тратить свое время и деньги клиента для перепроверки предоставленной информации;



он не нуждается в юридической консультации.



Клиент объяснил причину такой позиции - опасение утечки некоторой конфиденциальной информации, которую он намерен сохранить втайне, в том числе от защитника.



Клиент своей позицией ввел защитника в состояние беспокойства, поскольку защитник при дефиците необходимой информации ограничивался в возможности выполнить требования нормы ч. 2 ст. 48 УПК Республики Беларусь, в силу которой защитник обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выявления обстоятельств, оправдывающих подозреваемого, обвиняемого, смягчающих ответственность обвиняемого, и оказывать им необходимую юридическую помощь.



Несмотря на то, что выбранная клиентом позиция значительно ограничивает правовые возможности защитника, он вынужден был в первой беседе смириться с этим и согласовал с клиентом свои действия на первоначальном этапе расследования уголовного дела. Одновременно довел до клиента информацию об обязанности адвоката соблюдать адвокатскую тайну, а также о неправильной тактико-правовой позиции клиента и разъяснил ему все возможные негативные последствия такой позиции.



Защитник в сложившейся ситуации был прав, поскольку исходил из:



волеизъявления, усмотрения, интереса и тактико-правовой позиции клиента, ограничившего защитника в необходимом объеме информации, тем самым добровольно возложив на себя уголовно-правовую и моральную ответственность за негативные последствия;



презумпции достоверности документов и информации, предоставленных ему клиентом.



Такой подход защитника соответствует приведенным ниже правовым нормам.



В соответствии с п. 47 Правил профессиональной этики адвоката, утвержденных постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь о т 30 сентября 2021 г. № 180 (в ред. от 16.09.2024), при исполнении обязательства оказания юридической помощи адвокат исходит из того, что документы и информация, представленные клиентом, являются достоверными, и не проводит их дополнительной проверки. Адвокат не отвечает за достоверность сведений, приводимых в составленных им документах, если они были представлены ему клиентом, а также за представление документов, содержащих ложные сведения, если ему не было заведомо известно об их недостоверности.

 

 

Согласно абз. 3 п. 10 указанных выше Правил адвокат не вправе занимать правовую позицию, противоречащую интересам клиента.

 

 

В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» адвокат не вправе действовать вопреки интересам клиента, занимать правовую позицию, не согласованную с ним, за исключением права адвоката в случае признания вины клиентом оспаривать такое утверждение и просить об оправдании или прекращении уголовного преследования.



При первом же допросе клиента в качестве подозреваемого стало понятно, что недостаток у защитника информации существенно ограничил его возможности защищать клиента: защитник не мог сообразить какие вопросы задавать клиенту, ответы на которые оправдывали клиента или смягчали его ответственность.



Такая же ситуация повторилась в ходе проведения очных ставок, а также при предъявлении обвинения по ч. 2 ст. 328 УК Республики Беларусь и допросе клиента в качестве обвиняемого.



В отношении клиента избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.



Только в ходе общения в следственном изоляторе клиент, поняв ошибочность своей тактико-правовой позиции, подробно довел до защитника информацию об обстоятельствах совершенного им преступления, а также сообщил данные о лицах, которые это могут подтвердить.



Обстоятельства, сообщенные клиентом, не совпадали с содержанием постановления о привлечении в качестве обвиняемого.



На основании информации клиента защитник подал следователю ходатайство о проведении дополнительных следственных действий, которое было удовлетворено.



По результатам проведения дополнительных следственных действий следователь изменил обвинение с ч. 2 на ч. 1 ст. 328 УК Республики Беларусь (незаконные без цели сбыта приобретение и хранение наркотических средств), изменил меру пресечения с заключения под стражу на личное поручительство.



Конечный итог по уголовному делу: судом обвиняемому назначено наказание в виде ограничения свободы на срок 1 (один) год без направления в исправительное учреждение открытого типа.



Мораль изложенной выше информации такова:



адвокат-защитник в целях качественной защиты должен подробнейшим образом выяснить у клиента все обстоятельства события (деяния), выявить все до мелочей детали, связанные как с последовательностью события (действий), так и с характером подозрения (обвинения), правильно разобраться в произошедшем и дать всему правильную правовую оценку, после чего использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выявления обстоятельств, оправдывающих подозреваемого, обвиняемого, смягчающих ответственность обвиняемого;

 

клиент должен не препятствовать защитнику в добросовестном выполнении им функций защиты, а подробно довести до него всю необходимую информацию в мельчайших деталях;



только при выполнении указанных выше условий может быть для клиента (подозреваемого, обвиняемого) положительный итоговый результат.



Адвокат Стешенко А.С.



11.10.2025



© Стешенко Александр Сергеевич, 2025