burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

account
Концепция цифрового развития (цифровизации) адвокатуры Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Астапенко  Александр  Анатольевич

Нахождение гражданина в трудной жизненной ситуации – реализации его прав не препятствие

Каждому гражданину нашего государства принадлежат многочисленные права, для реализации которых, в некоторых случаях, необходимо уплатить государственную пошлину.

При этом особенность данной правовой ситуации заключается в том, что конституционная обязанность граждан принимать участие в финансировании государственных расходов, например, путем уплаты тех же государственных пошлин, право граждан на обращения в государственные органы, иные организации и к должностным лицам ни в коем случае не ограничивает.

В частности, законодательством Республики Беларусь по уплате государственных пошлин предусмотрено много льгот.

А конкретно, льготы граждан по государственной пошлине, выражающиеся в освобождении от ее уплаты, подробно перечислены в ст. 285 Налогового кодекса Республики Беларусь. Кроме этого, такие льготы также предоставлены некоторыми актами Президента Республики Беларусь.

А в тех случаях, когда по конкретным правоотношениям льгот по уплате государственных пошлин нормативно-правовые акты не предусматривают, по основаниям и в порядке, установленным законодательством, от уплаты государственных пошлин граждане могут быть освобождены уполномоченными на это государственными органами и должностными лицами.

К таким органам относятся, в том числе, органы местного управления и самоуправления, наделенные правом освобождать граждан от уплаты государственных пошлин в случаях, когда такие пошлины с осуществлением предпринимательской деятельности не связаны.

А конкретно, в соответствии с ч. 4 п. 3 ст. 35 и п. 1 ст. 291 Налогового кодекса Республики Беларусь местные Советы депутатов (или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы) имеют право полностью или частично освобождать физических лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, от уплаты государственных пошлин, зачисляемых в местные бюджеты.

В соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 3 декабря 2019 г. N 71 «О распределении государственной пошлины и штрафов между республиканским и (или) соответствующими местными бюджетами» государственная пошлина, уплачиваемая гражданами, распределена к зачислению в местные бюджеты по более чем 10 объектам ее обложения.

Следовательно, полномочия по освобождению граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, от уплаты государственных пошлин, зачисляемых в местные бюджеты, у органов местного управления и самоуправления очень широкие. И для реальной реализации людьми их прав, полагаю, что такие полномочия целесообразно перечислить.

А конкретно, местные Советы депутатов (или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы) вправе полностью или частично освободить граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, от уплаты государственных пошлин:

  • за рассмотрение органами прокуратуры надзорных жалоб на судебные постановления, жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, а также за выдачу органами прокуратуры копий документов;
  • за нотариальные и иные действия, совершаемые уполномоченными должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов;
  • за удостоверение регистраторами республиканской и территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним документов, являющихся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, а также за выдачу этими регистраторами дубликатов удостоверенных документов;
  • за совершение действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;
  • за юридически значимые действия, связанные с государственной регистрацией и учетом колесных тракторов, прицепов к ним, самоходных машин, за выдачу (обмен) документов (дубликатов) в отношении таких транспортных средств, внесение изменений в такие документы;
  • за выдачу удостоверения тракториста-машиниста, обмен удостоверения тракториста-машиниста, а также за обмен удостоверения тракториста-машиниста (с категориями), выданного на территории республик бывшего СССР;
  • за прием квалификационных экзаменов на право управления колесным трактором и самоходной машиной;
  • за проведение государственного технического осмотра колесного трактора, прицепа к нему, самоходной машины, а также за проведение технической экспертизы самодельного трактора, малогабаритного трактора, мотоблока, прицепа к ним;
  • за выдачу (оформление) документов, удостоверяющих право пользования, право аренды, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право частной собственности на земельный участок;
  • за выдачу сертификата именных приватизационных чеков "Имущество", а также за переоформление именных приватизационных чеков "Жилье" и "Имущество";
  • за регистрацию по месту жительства или месту пребывания гражданина Республики Беларусь, а также за регистрацию по месту жительства или месту пребывания постоянно проживающего в Республике Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства.

Заявления граждан о принятии решения о предоставлении льгот по государственным пошлинам, с прилагаемыми к ним сведениями (по возможности -  документами) о нахождении в трудной жизненной ситуации, рассматриваются местными Советами депутатов или местными исполнительными и распорядительными органами бесплатно, в 15-тидневный либо, если есть необходимость в направлении запросов, в месячный срок.

При этом перед обращением с заявлением о предоставлении льгот по государственным пошлинам желательно предварительно ознакомиться с размером ставки государственной пошлины, установленной за необходимое гражданину действие или документ.  А конкретно, размеры ставок государственных пошлин, уплачиваемых за различные действия, совершаемые, в том числе, государственными органами, значительно отличаются. Поэтому, именно зная размер государственной пошлины, подлежащей уплате в конкретном случае, человек сможет определиться с тем, действительно ли его материальное положение уплатить государственную пошлину за конкретное действие или конкретный документ не позволяет.