Конституция определяет Республику Беларусь как унитарное демократическое социальное правовое государство. В правовом государстве верховенство права, являющееся основным принципом государства, обеспечивается, в частности, закреплением в Конституции принципа запрета обратной силы закона, включающего в себя недопустимость придания правовым актам обратной силы (за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан).
Конституционный и межотраслевой принцип запрета обратной силы закона, закреплённый в части пятой статьи 104 Конституции Республики Беларусь, должен неукоснительно соблюдаться в качестве основополагающего правила не только правотворчества, но и правоприменения. Толкование этого положения Конституции изложено в п. 9 решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 12 июля 2018 года № Р-1142/2018: Из смысла данной конституционной нормы следует, что она распространяется не только на законы, включая кодексы, но и на все подзаконные акты, поскольку запрет на придание обратной силы нормативным правовым актам, устанавливающим либо усиливающим ответственность граждан, сформулирован в виде универсального правила, не содержащего исключений ни для законов, ни для иных нормативных правовых актов. Вышеупомянутое конституционное положение конкретизировано и развито в статье 66 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах».
Пункт 1 статьи 66 Закона «О нормативных правовых актах» устанавливает следующее. Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан и юридических лиц.
Нормативный правовой акт, иным образом улучшающий положение граждан и юридических лиц, имеет обратную силу в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также если в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления его в силу.
Согласно пункту 2 той же статьи придание обратной силы нормативному правовому акту не допускается, если он предусматривает введение или усиление ответственности граждан и юридических лиц за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.
Нормативные правовые акты, иным образом ухудшающие положение граждан и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Принцип недопустимости обратной силы действует в разных отраслях права. Не является исключением и налоговое право. Принцип недопустимости обратной силы в налоговом законодательстве является фундаментальным элементом налоговой системы государства, обеспечивающим предсказуемость и стабильность налоговых отношений, а также защиту прав и законных интересов плательщиков налогов и сборов.
Нельзя не заметить, что п. 7 ст. 34 Налогового кодекса содержит формулировку положения о действии налогового законодательства во времени, текстуально не совпадающую ни с тем, что установлено Конституцией и ст. 66 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах»: акты налогового законодательства, в том числе устанавливающие или отменяющие налоги, сборы (пошлины), повышающие или понижающие налоговые ставки, устанавливающие или отменяющие налоговые льготы, изменяющие порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяются с момента (даты) вступления их в силу и распространяют свое действие на налоговые или отчетные периоды, на которые приходятся соответственно дата фактической реализации, дата фактического получения дохода, иная аналогичная дата, если иное не предусмотрено законами или актами Президента Республики Беларусь. Означает ли это, что Налоговый кодекс устанавливает иное правило, нежели установленное Конституцией и «надотраслевым» Законом «О нормативных правовых актах»? Нет, не означает. Налоговый кодекс не отменяет и не ограничивает действия части 5 ст. 104 Конституции и ст. 66 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» (действие которого распространяется и на все кодексы). Он лишь закрепляет ещё одну составляющую конституционного и межотраслевого правила о действии закона во времени, включающего в себя запрет ретроактивного применения норм права каким-либо способом ухудшающих положение граждан и юридических лиц: указывает на распространение действия норм налогового законодательства на налоговые или отчетные периоды, на которые приходятся соответственно дата фактической реализации, дата фактического получения дохода, иная аналогичная дата, но при этом не придаёт им обратной силы, не распространяет их действия на правоотношения, возникшие до вступления их в силу. Применение вышеупомянутых положений Конституции и Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» в их системном единстве полностью исключает возможность придания обратной силы «ухудшающим изменениям». П. 7 ст. 34 Налогового кодекса не устанавливает исключения из этого правила. Законодатель, регулируя налоговые правоотношения, обязан руководствоваться и руководствуется вышеупомянутым конституционным принципом. Этим же должны руководствоваться и правоприменители.
Изменения, вносимые в налоговое законодательство, которые потенциально могут каким бы то ни было образом ухудшить положение плательщиков налогов и сборов, должны осуществляться с соблюдением принципов правового государства. Это необходимо как для сохранения стабильности и предсказуемости налоговых правоотношений, так и для поддержания доверия граждан к закону и действиям государственных органов.
Правовая определённость является одной из основ бытия правового государства (соответственно, правовая неопределённость для правового государства совершенно неприемлема и подлежит устранению, как того требует ст. 73 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах»), а потому в равной степени недопустимы как ретроактивное правовое регулирование, так и ретроактивное правоприменение, ухудшающие каким бы то ни было образом положение субъекта правоотношений в его взаимодействии с государством.
Плательщикам налогов и сборов должна быть обеспечена реальная возможность предсказуемо оценивать последствия своих действий, быть уверенными в стабильности своего юридически признанного статуса и сохранении приобретенных прав (включая имущественные) и обязанностей, а также ясно понимать перспективы (основания, характер и пределы) возможной ответственности.
Несмотря на то, что установленные законодательством правила, исключающие ретроактивное применение норм, ухудшающих положение субъектов правоотношений – граждан и юридических лиц, сформулированы ясно и недвусмысленно, практическая реализация конституционного и межотраслевого принципа запрета обратной силы закона применительно к налоговым отношениям связана с немалыми трудностями.
Актуальность вопроса о придании правоприменительной практикой обратной силы изменениям, вносимым в налоговое законодательство, сохраняется. В качестве частного, но далеко не единичного примера рассмотрим ситуацию с применением пунктов 4 и 5 ст. 33 Налогового кодекса.
Нередки случаи применения положений изменённого законодательства к хозяйственным операциям, а также фактам (действиям и событиям), не являющихся хозяйственными операциями согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности», которые имели место до вступления в силу применяемых норм законодательства. Это может привести к неблагоприятным для плательщиков налогов и сборов последствиям - перерасчёту налоговых обязательств в сторону их увеличения. Однако совершенно очевидно, что, принимая какие-то решения, исполняя сделки, являющиеся основанием для совершения хозяйственных операций, субъект предпринимательской деятельности не мог за несколько лет (порой даже за 10-15 лет) разумно предвидеть, что спустя весьма продолжительное время (в 2019 году или позднее) на него будет возложена обязанность уплаты налогов по иным правилам, нежели по действовавшим при совершении хозяйственных операций, порождающих налоговые обязательства. Тем не менее, на практике вышеупомянутые изменения налогового законодательства применяются к фактам (хозяйственным операциям и иным действиям), имевшим место до вступления в силу изменённого закона, что во многих случаях реально приводит к ухудшению положения плательщиков налогов и сборов.
Сложившаяся ситуация ставит добросовестных налогоплательщиков в весьма затруднительное положение: возложение на них обязанности уплаты доначисленных налогов за прошедшие периоды, которые предшествовали вступлению в силу норм законодательства, создавших в налогообложении непредвиденную «новую реальность».
Несправедливость ретроактивного налогообложения очевидна. Оно находится в явном противоречии не только с общеправовым принципом правовой определенности в налоговых правоотношениях, но и с конституционными основами правового государства.
В соответствии с п. 15 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2018 года № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» п.п. 4 и 5 ст. 33 Налогового кодекса в редакции, вступившей в силу с 1 января 2019 года, распространяют свое действие на проводимые на этот момент камеральные проверки и проверки, назначенные после 1 января 2019 года, за исключением дополнительных проверок по отношению к проверкам, назначенным до указанной даты. Очевидно, что это положение не является допускаемым частью пятой ст. 104 Конституции и частью 1 статьи 66 Закона «О нормативных правовых актах» приданию нормативно-праовому акту обратной силы, которое возможно только в случае, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. п.п. 4 и 5 ст. 33 Налогового кодекса такого рода положений не соержат.
Прямых нормативных предписаний о придании п.п. 4 и 5 ст. 33 Налогового кодекса обратной силы при проведении проверок, о распространении их действия на правоотношения, возникшие до 1 января 2019 года, и на хозяйственные операцие, действия события и иные факты, имевших место в предшествовавших этой дате налоговых периодах, законодатель не установил: вышеупомянутое указание на распространение их действия на проверки таковым не является. П. 15 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2018 года № 159-З устанавливает лишь правило процессуального (процедурного) характера, однако указания на придание обратной силы установленным п.п. 4 и 5 ст. 33 Налогового кодекса положениям материального характера он не содержит и, соответственно, не распространяет их действие на хозяйственные операции, действия, события и иные факты, имевшие место до 1 января 2019 года. П. 15 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2018 года № 159-З не отменяет и не ограничивает действия части 5 ст. 104 Конституции и ст. 66 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» в отношении п.п. 4 и 5 ст. 33 Налогового кодекса . Таким образом, в силу п.1 ст. 66 Закона «О нормативных правовых актах», к правоотношениям, возникшим до 1 января 2019 года, к хозяйственным операциям, действиям, событиям и иным фактам, имевшим место до 1 января 2019 года, п.п. 4 и 5 ст. 33 Налогового кодекса применению не подлежат.
При проведении налоговых проверок для целей применения п.п. 4 и 5 ст.33 Налогового кодекса применяется Постановление Совета Министров от 15 июля 2022 года № 465 «Об особенностях оценки отдельных хозяйственных операций», которое вступило в силу 20 июля 2022 года. Согласно п. 3 Постановления, оно распространяет свое действие на проверки, в том числе камеральные, проведенные (то есть те, по которым составлены акты или справки) до вступления его в силу, а также дополнительные проверки по отношению к проверкам, проведенным до этой даты. П. 3 Постановления устанавливает правило процессуального (процедурного) характера, однако указания на придание обратной силы установленным им положениям материального характера (п.п. 1 и 2 ) Постановление не содержит (замечу, что и не могло содержать, поскольку Постановление не является законодательным актом): это противоречило бы принципу, закреплённому в части пятой статьи 104 Конституции, а также п.2 ст. 66 Закона «О нормативных правовых актах». Таким образом, в силу п.1 ст. 66 Закона «О нормативных правовых актах» оно не распространяет своё действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Следовательно, установленные Постановлением правила отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) налога, не подлежат применению к действиям и событиям, имевшим место до 20 июля 2022 года.
Практическое применение новых правил к фактам, имевшим место до 2019 года, и к обязательствам, возникшим до 2019 года, нарушает принцип запрета обратной силы, если оно ухудшает правовое положение плательщиков налогов и сборов за счет ретроактивного изменения порядка расчета налоговых обязательств, приходит в противоречие с легитимными ожиданиями плательщиков, основанными на положениях прежнего законодательства, а в целом создаёт создает неопределенность и непредсказуемость в правоприменении, что неприемлемо для правового государства.
При применении новых или изменённых норм налогового законодательства необходимо следовать правовым позициям Конституционного Суда Республики Беларусь, в соответствии с которыми регулирование налоговых отношений должно осуществляться так, чтобы не допускалось придание обратной силы положениям, ухудшающим правовое положение граждан, а также гарантировались права и свободы граждан в случае изменения условий их реализации. Согласно части пятой статьи 104 Конституции закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. Общим принципом действия закона во времени является распространение его действия на отношения, возникающие после вступления его в силу, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до вступления соответствующих норм в силу, то есть придать закону обратную силу, однако такое установление должно осуществляться с соблюдением Конституции. (Решение от 12 сентября 2025 г. № Р-1310/2025). Прямых нормативных предписаний о придании положениям п. 4 и п. 5 ст. 33 Налогового кодекса обратной силы законодатель не установил, а следовательно, по своему конституционно-правовому смыслу эти нормы действуют только в отношении налоговых периодов, начавшихся с 1 января 2019 года, но не распространяют своё действие на предшествующие налоговые периоды. Таким образом, законодатель не распространил действие п. 4 и п. 5 ст. 33 Налогового кодекса на факты (организационные и управленческие решения, хозяйственные операции, иные действия и события), имевшие место до 1 января 2019 года. Такими фактами являются, в частности, все решения о создании юридических лиц до 1 января 2019 года, все решения о назначении руководителей юридических лиц, решения о распределении между юридическими лицами производства продукции по критериям её ассортимента, рынков сбыта и форм торговли ею, все иные управленческие и кадровые решения. Правовые основания для так называемых «налоговых реконструкций» (в законодательстве этого понятия нет) с применением п. 4 и п. 5 ст. 33 Налогового кодекса в отношении хозяйственных операций, действий и событий, а также иных фактов, имевших место в налоговых периодах, истекших до наступления 2019 года, отсутствуют. Игнорирование этого означало бы произвольное правоприменение, абсолютно недопустимое в правовом государстве.
УТВЕРЖДЕНО
Постановление совета
Белорусской республиканской
коллегии адвокатов
12.06.2023 № 05/06
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
1. Белорусская республиканская коллегия адвокатов (далее – БРКА, организация) уделяет особое внимание защите персональных данных и с уважением относится к соблюдению прав субъектов персональных данных.
Положение о политике в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) разъясняет субъектам персональных данных как и для каких целей их персональные данные собираются, используются или иным образом обрабатываются, а также отражает имеющиеся в связи с этим у субъектов персональных данных права и механизм их реализации.
2. Политика распространяет свое действие на обработку персональных данных:
работников БРКА;
бывших работников БРКА;
кандидатов на трудоустройство или заключение гражданско-правового договора;
адвокатов;
бывших адвокатов, исключенных из коллегий;
стажеров адвокатов;
претендентов на прохождение стажировки;
пользователей юридической онлайн-консультации на сайте БРКА;
контрагентов и представителей контрагентов БРКА;
лиц, обратившихся в БРКА с заявлением, жалобой, иным обращением.
2. Цели, объем и основания обработки персональных данных приведены в таблице 1.
3. Персональные данные могут быть использованы организацией в научных или иных исследовательских целях после обязательного обезличивания таких персональных данных.
4. БРКА осуществляет обработку только тех персональных данных, которые необходимы для выполнения заявленных целей и не допускает их избыточной обработки.
5. Организация не осуществляет передачу персональных данных третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
БРКА вправе поручить обработку персональных данных от ее имени или в ее интересах уполномоченному лицу на основании заключаемого с этим лицом договора.
Форма реестра уполномоченных лиц БРКА, обрабатывающих персональные данные, утверждается приказом председателя БРКА.
6. Трансграничная передача персональных данных
БРКА
не осуществляется.
7. Субъект персональных данных имеет право:
7.1. на отзыв своего согласия, если для обработки персональных данных организация обращалась к субъекту персональных данных за получением согласия. В этой связи право на отзыв согласия не может быть реализовано в случае, когда обработка осуществляется на основании договора (например, при реализации образовательных программ) либо в соответствии с требованиями законодательства (например, при проведении контроля либо рассмотрении поступившего обращения);
7.2. на получение информации, касающейся обработки своих персональных данных, содержащей:
место нахождения организации;
подтверждение факта обработки персональных данных обратившегося лица организацией;
его персональные данные и источник их получения;
правовые основания и цели обработки персональных данных;
срок, на который дано его согласие (если обработка персональных данных осуществляется на основании согласия);
наименование и место нахождения уполномоченного лица (уполномоченных лиц);
иную информацию, предусмотренную законодательством;
7.3. требовать от организации внесения изменений в свои персональные данные в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими или неточными. В этих целях субъект персональных данных прилагает соответствующие документы и (или) их заверенные в установленном порядке копии, подтверждающие необходимость внесения изменений в персональные данные;
7.4. получить от организации информацию о предоставлении своих
персональных данных, обрабатываемых организацией, третьим лицам. Такое право
может быть реализовано один раз в календарный год,
а предоставление соответствующей информации осуществляется бесплатно;
7.5. требовать от организации бесплатного прекращения обработки своих персональных данных, включая их удаление, при отсутствии оснований для обработки персональных данных, предусмотренных Законом и иными законодательными актами;
7.6 обжаловать действия (бездействие) и решения организации,
нарушающие его права при обработке персональных данных,
в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных
в порядке, установленном законодательством об обращениях граждан
и юридических лиц.
8. Для реализации своих прав, связанных с обработкой персональных данных, субъект персональных данных подает в БРКА заявление в письменной форме (а в случае реализации права на отзыв согласия – также в форме, в которой такое согласие было получено) по почтовому адресу: 220005, г.Минск, ул.В.Хоружей, 3.
Такое заявление должно содержать:
фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) субъекта персональных данных, адрес его места жительства (места пребывания);
дату рождения субъекта персональных данных;
изложение сути требований субъекта персональных данных;
идентификационный номер субъекта персональных данных, при отсутствии такого номера – номер документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных, в случаях, если эта информация указывалась субъектом персональных данных при даче своего согласия или обработка персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных;
личную подпись (для заявления в письменной форме) субъекта персональных данных.
Организация не рассматривает заявления субъектов персональных данных, направленные иными способами (e-mail, телефон, факс и т.п).
9. Удаление персональных данных оформляется и подтверждается актом удаления в случае, если персональные данные содержатся в электронной форме, либо актом уничтожения в случае, если персональные данные содержатся в письменной форме.
Персональные данные, содержащиеся в делах постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, подлежат передаче в архив организации в составе дел.
Персональные данные, содержащиеся в делах временного (до 10 лет) хранения, в архив организации не передаются и по истечении сроков временного хранения подлежат уничтожению в составе дел. В этом случае отдельный акт уничтожения персональных данных не составляется.Цели, объем и основания обработки персональных данных
|
Цели обработки персональных данных |
Категории субъектов персональных данных, чьи данные подвергаются обработке |
Перечень обрабатываемых персональных данных |
Правовые основания обработки персональных данных |
Срок хранения персональных данных |
|
|
Обработка персональных данных при осуществлении основной деятельности БРКА
|
|||||
|
Рассмотрение обращений, в том числе внесенных в книгу замечаний и предложений |
Лица, направившие обращение, иные лица, чьи персональные данные указаны в обращении |
Фамилия, собственное имя, отчество, адрес места жительства (места пребывания), номер телефона, суть обращения, иные персональные данные, указанные в обращении |
Обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 и абзац шестнадцатый пункта 2 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 "О защите персональных данных" (далее – Закон), пункт 1 статьи 3 Закона Республики Беларусь ”Об обращениях граждан и юридических лиц“
|
5лет с даты последнего обращения; 5 лет после окончания ведения книги замечаний и предложений. П.п.85, 89 Перечня типовых документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утв пост. Министерства юстиции от 24.05.2012 №140 (далее – Перечень) |
|
|
Предварительная запись на личный прием |
Лица, обращающиеся на личный прием |
Фамилия, собственное имя, отчество адрес места жительства (места пребывания), номер телефона, суть обращения |
Обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 Закона, пункт 7 статьи 6 Закона Республики Беларусь ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ |
5 лет с даты обращения. П.85 Перечня. |
|
|
Заключение и исполнение гражданско-правовых договоров |
Лица, уполномоченные на подписание договора |
Фамилия, собственное имя, отчество либо инициалы лица, должность лица, подписавшего договор, иные данные в соответствии с условиями договора (при необходимости) |
1. В случае заключения договора с физическим лицом – обработка на основании договора с субъектом персональных данных: абзац пятнадцатый статьи 6 Закона 2. В случае заключения договора с юридическим лицом – обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами: абзац двадцатый статьи 6 Закона, статья 49, пункт 5 статьи 186 Гражданского кодекса |
3 года после окончания срока действия договора, контракта, проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет после окончания срока действия договора, контракта. П.70 Перечня |
|
|
Направление на стажировку |
Претенденты на прохождение стажировки |
Фамилия, собственное имя, отчество претендента, адрес места жительства, телефон, сведения о трудовой деятельности, образовании |
Ч.3 п.2 ст.9 Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон об адвокатуре) |
10 лет ЭПК. П.37 Перечня |
|
|
Юридическое онлайн-консультирование на сайте БРКА |
Пользователи юридической онлайн-консультации |
Имя, телефон, адрес электронной почты пользователя |
Согласие, полученное путем заполнения формы на странице https://brka.by/consultation/ |
1 год после окончания срока, на который дается согласие. П.331 Перечня П.2.13 Правил работы Интернет-ресурса "Бесплатная юридическая онлайн-консультация Белорусской республиканской коллегии адвокатов" |
|
|
Публикация новостей на информационных ресурсах БРКА (web-сайт, электронное издание «Адвокат», мобильные приложения «Адвокаты Беларуси») |
Адвокаты, должностные лица государственных органов и организаций, лекторы УМЦ БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, должность |
Абзац 20 ст.6 Закона. Часть 2 статьи 22-1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 "Об информации, информатизации и защите информации"/ Статья 5 Закона. |
Постоянно. П.1054.1 Перечня |
|
|
Согласия субъектов персональных данных на обработку их персональных данных
|
Лица, согласие которых отбирается |
В соответствии с абзацем 9 статьи 1 Закона |
Ст. 5 Закона |
1 год после окончания срока, на который дается согласие. П.33 1 Перечня |
|
|
Заявления субъектов персональных данных
|
Заявители |
Сведения, содержащиеся в заявлении |
Ст.14 Закона |
1 год. П.33 2 Перечня |
|
|
Обработка персональных данных работников аппарата БРКА в процессе трудовой (служебной) деятельности
|
|||||
|
Оформление (прием) на р аботу |
Соискатели, члены их семей |
Ст. 26 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК ), Инструкция о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утв. постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2 |
Оформление трудовых (служебных) отношений, а также в процессе трудовой (служебной) деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 26 ТК, п. 11 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5
|
Личные дела работников - 55 лет после увольнения. П. 673.3 Перечня. |
|
|
Ведение трудовых книжек |
Работники аппарата БРКА |
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 «О трудовых книжках» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Трудовые книжки - до востребования. Невостребованные – не менее 50 лет.
|
|
|
Ведение учета фактически отработанного времени |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество либо инициалы, занимаемая должность работника, сведения о времени нахождения или отсутствия на рабочем месте |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 133 ТК |
Сводки, сведения, докладные записки и др. – 3 года. Журналы учета рабочего времени – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П.п.487, 488 Перечня
|
|
|
Выплата заработной платы |
Работники аппарата БРКА |
Паспортные данные, сведения о трудовой деятельности, заработной плате, банковские данные |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, п. 5 ст. 11 Трудового кодекса (далее – ТК) |
3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет. П.205 Перечня.
|
|
|
Выплата пособий по временной нетрудоспособности |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, сведения о состоянии здоровья работника
|
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, п. 5 ст. 11 ТК |
Документы о выплате пособий, пенсий, об оплате листков нетрудоспособности по гос.соц. страхованию, листки нетрудоспособности – 3 года после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П.п. 215, 219 Перечня |
|
|
Командирование |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество работника, занимаемая должность, паспортные данные, сведения о проездных документах, бронировании гостиниц и иные сведения, предусмотренные законодательством и (или) необходимые для организации командировки |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. ст. 93, 95 ТК |
В пределах Республики Беларусь – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 697.1 Перечня. При служебных командировках за границу – 10 лет. Выделяются к уничтожению по прошествии не менее 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П. 697.2 Перечня.
|
|
|
Применение мер поощрения. Предоставление гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством о труде
|
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, сведения, послужившие основанием для поощрения, предоставления гарантии, компенсации |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, глава 9 ТК, ст. 196 ТК |
55 лет. П. 21.3 Перечня
|
|
|
Привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности
|
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, сведения, послужившие основанием для привлечения к ответственности |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, главы 14, 37 ТК |
3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 21.4 Перечня |
|
|
Предоставление трудовых и социальных отпусков |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность работника, даты отпуска, вид отпуска, иные сведения, послужившие основанием для предоставления социального отпуска (сведения о состоянии здоровья, о рождении детей) |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, глава 12 ТК |
Графики трудовых отпусков – 1 год. П. 702 Перечня. Приказы о предоставлении трудовых отпусков – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 21.4 Перечня. Приказы о предоставлении социальных отпусков – 55 лет. П. 21.3 Перечня. |
|
|
Изменение и прекращение трудового договора |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество работника, сведения о трудовой деятельности, объяснительные и докладные записки и иные сведения, послужившие основанием для изменения, прекращения трудового договора |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, главы 3, 4 ТК |
Приказы, распоряжения, указания руководителей организаций – 55 лет. П. 21.3 Перечня. Трудовые договоры (контракты) и дополнительные соглашения к ним – 3 года после окончания срока действия трудовых договоров, контрактов. П.676 Перечня |
|
|
Ведение воинского учета |
Военнообязанные работники БРКА, члены их семей |
Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 27.01.2020 № 5 «Об установлении форм документов воинского учета» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, ст. 9 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 «О воинской обязанности и воинской службе» |
5 лет. П. 691 Перечня |
|
|
Подача документов в целях осуществления государственного социального страхования
|
Работники аппарата БРКА |
Паспортные данные, медицинские и иные сведения, являющиеся основанием для осуществления социального страхования |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона, абз. 17 п. 2 ст. 8 Закона, п. 1 ст. 5 Закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» |
1 год после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 203 Перечня
|
|
|
Подача документов учета застрахованных лиц |
Работники аппарата БРКА, лица, работающие по гражданско-правовому договору |
Постановление Правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 «О порядке заполнения и приема-передачи форм документов персонифицированного учета» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Документы, послужившие основанием для назначения пособий, выплачиваемых из средств государственного социального страхования – 5 лет. П. 636 Перечня |
|
|
Оформление документов, необходимых для назначения пенсии
|
Работники аппарата БРКА |
В соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596- XII «О пенсионном обеспечении» |
Оформление трудовых (служебных) отношений, процесс трудовой деятельности: абз. 8 ст. 6 Закона |
Документы индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, послужившие основанием для начисления пенсии – 5 лет. П. 640.2 Перечня |
|
|
Оформление формы ПУ‑2 |
Бывшие работники аппарата БРКА |
Фамилия, имя, отчество, страховые данные, сведения о периоде трудовой деятельности |
Абзац 8 ст. 6 Закона, п. 15 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утв. постановлением Совета министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 |
Документы о подтверждении трудового стажа работников – 5 лет. П. 687 Перечня |
|
|
Договоры о материальной ответственности |
Работники аппарата БРКА |
Фамилия, имя, отчество, должность |
Абзац 8 ст. 6 Закона, ст. 405 ТК |
3 года после увольнения, смены материально ответственного лица, проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если проверка не проводилась – 10 лет после увольнения, смены материально ответственного лица. П. 232 Перечня
|
|
|
Обработка БРКА персональных данных адвокатов |
|||||
|
Организация и осуществление избрания председателя БРКА и его заместителя |
Члены совета БРКА – кандидаты на должность |
Фамилия, имя, отчество, место работы кандидата на должность |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п. 3 ст. 47 Закона об адвокатуре |
Постоянно. П. 17 Перечня |
|
|
Выплата вознаграждения председателю БРКА, заместителю, руководителю УМЦ БРКА, членам совета, ревизионной комиссии БРКА
|
Председатель, заместитель председателя БРКА, руководитель Учебно-методического центра БРКА, члены совета, ревизионной комиссии БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, банковские сведения, сведения о размере вознаграждения |
Абзац 20 статьи 6 Закона, постановления совета БРКА о размере и порядке выплаты вознаграждения |
Постановления совета БРКА о размере и порядке выплаты вознаграждения – постоянно. П.17 Перечня. Распоряжение о выплате и документы к нему – постоянно. П.21.1 Перечня |
|
|
Командирование |
Председатель, заместитель председателя БРКА, руководитель Учебно-методического центра БРКА |
Фамилия, собственное имя, отчество, занимаемая должность, паспортные данные, сведения о проездных документах, бронировании гостиниц и иные сведения, предусмотренные законодательством и (или) необходимые для организации командировки |
Абзац 8 ст. 6 Закона, ст. ст. 93, 95 ТК |
В пределах Республики Беларусь – 3 года после проведения проверки налоговыми органами соблюдения. Если такая проверка не проводилась – 10 лет. П. 697.1 Перечня. При служебных командировках за границу – 10 лет. Выделяются к уничтожению по прошествии не менее 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства. Если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась – 10 лет. П. 697.2 Перечня
|
|
|
Изготовление удостоверения адвоката |
Адвокаты, в том числе председатели и заместители председателей коллегий адвокатов |
Фамилия, имя, отчество, цветная фотография адвоката, лицензия на осуществление адвокатской деятельности, место работы. Указание на должность председателя, заместителя председателя коллегии адвокатов. |
Абзац 20, ст. 6 Закона, п. 3 ст. 11 Закона об адвокатуре |
Документы об изготовлении, реализации, пересылке, уничтожении удостоверений адвокатов (заявки, акты, переписка и др.) – постоянно. П.425 Перечня |
|
|
Возбуждение и рассмотрение дел о дисциплинарной ответственности, рассмотрение жалоб на решения о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности либо о прекращении дисциплинарного производства в отношении адвоката
|
Адвокаты, председатели, заместители и члены советов коллегий адвокатов, лица, обратившиеся с жалобой на действия адвоката |
Фамилия, имя, отчество, место работы адвоката, фамилия, имя, отчество, место жительства, номер телефона лица, обратившегося с жалобой, сведения, изложенные в жалобе или ином документе, послужившем основанием для рассмотрения дела |
Абзац 20, ст. 6 Закона, п. 4 ст. 47, абз. 10,17,18 п. 6 ст. 47 Закона об адвокатуре |
Постоянно. П. 17 Перечня. Документы о дисциплинарных нарушениях (обзоры дисциплинарной практики адвокатов, дела о дисциплинарных проступках адвокатов) - 5 лет. Протокол заседания экспертной комиссии от 01.03.2023 №2 |
|
|
Материальная помощь адвокатам, ветеранам адвокатуры
|
Адвокаты, бывшие адвокаты |
Фамилия, имя, отчество, место работы, контактный номер телефона, место жительства, сведения о трудовой деятельности, иных основаниях для оказания материальной помощи, банковские сведения, сведения о размере вознаграждения |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре, постановления совета БРКА о порядке выплаты и размере материальной помощи |
Постановления совета БРКА о порядке выплаты и размере материальной помощи – постоянно. П.17 Перечня. Распоряжение о выплате и документы к нему – постоянно. П.21.1 Перечня |
|
|
Обучение |
Стажеры адвоката, адвокаты |
Фамилия, собственное имя, отчество стажера, адвоката, адрес места жительства, номер телефона, место работы, паспортные данные
|
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре |
3 года. Протокол экспертной комиссии от 01.03.2023 №2 |
|
|
Собирание сведений о деятельности адвокатов
|
Адвокаты |
Фамилия, собственное имя, отчество адвоката, место работы, собираемые сведения |
Абзац 20 ст. 6 Закона, п.2 ст.46 Закона об адвокатуре |
10 лет ЭПК. П.37 Перечня |
|
|
Размещение информации об адвокатах на сайте, в мобильных приложениях БРКА |
Адвокаты |
Фамилия, имя, отчество, место работы, контактный телефон, адрес электронной почты, цветная фотография, лицензия на право осуществления адвокатской деятельности, должность, специализация, владение иностранным языком, свидетельство медиатора, адрес личного сайта |
Абзац 20 ст. 6 Закона, ст.4 Закона об адвокатуре (организация адвокатуры и адвокатской деятельности основывается на принципе доступности юридической помощи), абзац девятый ст.42 Закона об адвокатуре (к компетенции территориальной коллегии относится ведение официальных сайтов в глобальной компьютерной сети Интернет с размещением информации об адвокатах). Статья 5 Закона |
Данные удаляются с сайта и из мобильных приложений после исключения адвоката из территориальной коллегии адвокатов |
|