burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция цифрового развития (цифровизации) адвокатуры Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Пинхасик Илья Зеликович

Изменения в правилах расчета ремонта по страховке

Приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 11.08.2022 N32-од "Об изменении приказа Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14 сентября 2004 г. N 30-од" были внесены изменения в Правила определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

 

  

Часть вторая пункта 5

дополнена предложением следующего содержания: "При этом, если стоимость использованной при данном ремонте части, находившейся в употреблении или бывшей в эксплуатации, превышает стоимость идентичной (аналогичной) новой части, содержащейся в базе данных программного обеспечения по ремонту ТС, за вычетом стоимости обновления с учетом налога на добавленную стоимость, то при перерасчете стоимости ремонта, определенного на основании расчета, стоимость замененной части определяется как стоимость идентичной (аналогичной) новой части, содержащейся в базе данных программного обеспечения по ремонту ТС, за вычетом стоимости обновления с учетом налога на добавленную стоимость на день наступления страхового случая"

 

Как же это отразилось на потерпевших по договорам обязательного страхования гражданской ответственности (а в некоторых случаях и по договорам «КАСКО», когда выплата производится по калькуляции).

 

А также тех

 

к кому заявлены требования в порядке суброгации или регресса.

 

Было


До внесения указанных выше изменений в Правила, чтобы получить максимальную выплату,

 

нужно было следовать следующей инструкции:

-

 

оформить ДТП с вызовом ГАИ;

- обратиться в страховую (свою или второго участника);

- пройти осмотры и оценку у эксперта от страховой;

-

 

заказать запчасти и сделать ремонт, за который изначально нужно платить самому владельцу (возврат денег страховой происходил после).

Все вопросы возникали на стадии замены повреждённых деталей. Существовала дилемма устанавливать новые детали или более дешевые б/у.

Многие мастера на СТО советовали не покупать новые детали, потому что

 

из их стоимости вычитали «процент износа» (кроме тормозной системы, рулевого управления и других позиций, влияющих на безопасность ТС).

Так ранее при установке б/у деталей, возмещение затрат часто получалось более выгодным. Ведь при «чуть-чуть» б/у деталях износ не учитывался.

 

При этом

 

автовладелец фактически получал деталь хорошего качества и улучшал повреждённый автомобиль с возмещением затрат. Были обоснованные основания считать, что деталь была б/у только по документам.

После внесения изменения в приказ эта «лазейка» стала недоступна.

 


Как стало. Простыми словами


Теперь если стоимость б/у детали превышает стоимость идентичной новой за вычетом обновления + НДС, то рассчитывать её будут по специальной базе данных. В этой базе

 

данных большинство запчастей идет по «заниженное» цене в отличие от рыночной. По новым правилам

 

потерпевшие

 

зачастую не смогут получить от страховой 100% потраченных на ремонт денег, даже если

 

в ходе ремонта использовались б/у запчасти.

Базы данных формируются не страховщиками, а

 

поставщиками ПО. Именно они занимаются анализом стоимости запчастей и сбором информации. Также не последнее значение для определения стоимости деталей имеет экономическая ситуация, которая меняется быстрее, чем обновляется справочник. Нередко справочники актуализируются

 

не своевременно и указанные в них цены могут не соответствовать реальности.

Например: при покупке

 

запчастей б/у, страховая компания возмещала 100% стоимости детали. У машин старше 10 лет износ порой мог достигать 70%, значит у новой фары стоимостью 100у.е. - износ составляет 70% таким образом страховая выплата составит 30 у.е. А раньше ставили «почти» б/у деталь за 100у.е., то получали по факту ремонта полное возмещение за нее.


Судебная практика


По договорам «КАСКО» страховщики, и с большой долей вероятности суды, будут руководствоваться положениями Правил страхования.

По договорам обязательного страхования страховщики и Белорусское бюро по

 

транспортному страхованию будут исходить из принятых изменений.

 

 

Судебная практика из-за незначительного срока действия дополнений не сформировалась, но не исключено, что суды будут взыскивать страховое возмещение исходя из фактической стоимости б/у деталей,

 

руководствуясь Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 "О страховой деятельности".

 

Принятые изменения начали действовать с - 14.08.2022 года, следовательно,

 

по всем ДТП которые произошли до указанной даты определение вреда, выплата страхового возмещения будет производиться в соответствии с

 

прежней редакцией положения. Также не будут уменьшены и регрессные требования по ранее проведённым выплатам.

 

Добавить комментарий
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено