burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция цифрового развития (цифровизации) адвокатуры Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Павленко Юлия Вячеславовна

Административная и уголовная ответственность за нарушение общественного порядка, общественной безопасности и порядка управления при участии в выборах

При участии в общественно-политической жизни общества, реализуя свое право избирать и быть избранным, важно помнить и знать о соблюдении законодательства и о том, что нарушение законодательства может повлечь уголовную и административную   ответственность.

Статья 19.11 КоАП РБ предусматривает административную ответственность за распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность.

Согласно ч. 1 ст. 19.11 КоАП РБ 1. Распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции –

влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а на юридическое лицо – от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 19.11 КоАП РБ распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

На сайте Министерства информации Республики Беларусь содержится Республиканский список экстремистских материалов.

Указанный список достаточно большой, однако находится в свободном доступе и каждый может с ним ознакомиться.

Распространение сведений   из данного списка, то есть пересылка, репост, лайк или хранение таких сведений в телефоне или компьютере, могут быть расценены как то или иное правонарушение или преступление, в зависимости от конкретных обстоятельств.

Следует обратить внимание на социальные сети и те сообщества в них, группы, на которые гражданин подписан в них.

Иногда, в силу давности, граждане могут не помнить о том, что они когда-то подписались на определенный канал или группу, репостили на свою страницу какие-то материалы из данных групп, пересылали информацию другим. Такие новости и информация могут быть, по мнению гражданина, по своему содержанию довольно безобидными, однако в силу того, что тот или иной источник может быть включен в Республиканский список экстремистских материалов, такие действия граждан могут быть наказуемыми и привести для граждан к нежелательным последствиям.

Следует знать, что осуществление репоста определенной записи на свою страницу в социальной сети является распространением информации, поскольку информация на странице пользователя является или может являться публичной и доступной определенному или неопределенному кругу лиц.

Следует помнить об ответственности за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий.

Статья 24.23 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» (КоАП РБ) предусматривает ответственность за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий.

Согласно ч. 1 ст. 24.23 КоАП РБ нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, -

влекут наложение штрафа в размере до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Совершение указанных действий организатором мероприятия, повторно в течении года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, совершенные за вознаграждение или с выплатой вознаграждения, влекут повышенную ответственность в соответствии с ч. 2 – 7 24.23 КоАП РБ.

Следует знать, что порядок проведения массовых мероприятий регламентирован Законом «О массовых мероприятиях», где раскрыты понятия массового мероприятия, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования. В указанном законе содержится подробный перечень действий, необходимых для того, чтобы массовое мероприятие было признано законным. При участии в массовом мероприятии следует знать, какое мероприятие проводится с соблюдение порядка его проведения, а какое нарушает его.

 При участии в общественно-политической жизни общества, осуществляя избирательное право, важно помнить и знать о соблюдении законодательства и о том, что нарушение законодательства может повлечь уголовную ответственность.

Следует обратить внимание на подписки, простановку лайков, пересылку или хранение на своих устройствах статей или изображений представителей власти, Президента Республики Беларусь, комментарии в отношении данных лиц.

Даже если граждане могут усматривать в тех или иных материалах некое безобидное и шутливое изображение данных лиц, такие действия могут быть расценены как оскорбление.

Ответственность за оскорбление представителя власти наступает в соответствии со ст. 369 УК РБ (максимальное наказание 3 года лишения свободы), за оскорбление Президента Республики Беларусь – по ст. 368 УК РБ (максимальное наказание 5 лет лишения свободы).

Следует понимать, что выражать свое мнение и предпочтения необходимо не нарушая прав и законных интересов других лиц, в рамках, установленных законодательством нашей страны.

Зная о последствиях несоблюдения законодательства, можно уберечь себя от возможных негативных последствий.

Следует понимать, что по отдельным категориям преступлений сроки давности привлечения к ответственности достаточно большие, и лицо может быть привлечено к ответственности по прошествии нескольких лет после совершения определенных действий, в зависимости от категории преступлений (ст. 12 УК, 83 УК РБ).

Следует понимать, что если информация попала в публичное пространство, то рано или поздно она становится известной и установить данные лица, ее распространившего, возможно.

Уголовный кодекс содержит статьи, предусматривающие уголовную ответственность за преступления против общественного порядка, против государства, конституционных прав и свобод человека и гражданина, и некоторые из них приведены в данной статье.

Так, согласно ст. 293 УК РБ наступает ответственность за массовые беспорядки, их организацию или участие в них.

Согласно ч. 1 ст. 293 УК РБ организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, -наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет со штрафом или без штрафа.

Согласно ч. 2 данной статьи участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом или без штрафа.

Согласно ч. 3 данной статьи обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках, сопровождающихся совершением действий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьей 361-2 настоящего Кодекса, наказываются арестом или лишением свободы на срок до трех лет со штрафом или без штрафа.

Глава 33 Уголовного кодекса содержит в себе ответственность за
преступления против порядка управления. Так, указанной       главой предусмотрена ответственность, в частности, за:

Статья 363. Сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, охраняющим общественный порядок

Статья 364. Насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел

Статья 365. Вмешательство в деятельность сотрудника органов внутренних дел

Статья 366. Насилие либо угроза в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг

Статья 367. Клевета в отношении Президента Республики Беларусь

Статья 368. Оскорбление Президента Республики Беларусь

Статья 369. Оскорбление представителя власти

Статья 3691. Дискредитация Республики Беларусь

Статья 3692. Использование иностранной безвозмездной помощи в нарушение законодательства Республики Беларусь

Статья 3693. Публичные призывы к организации или проведению незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях

Статья 370. Надругательство над государственными символами

Статья 371. Незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся составы преступлений из практики авторов статьи.

На основании статьи 342 УК РБ наступает ответственность за организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них.

Согласно ч. 1 данной статьи организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, либо активное участие в таких действиях при отсутствии признаков более тяжкого преступления - наказываются арестом, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.

Если гражданин принимает участие или организовывает групповые действия, грубо нарушающих общественный порядок, при этом имеют место законные требования представителей власти, или участие в групповых действиях повлекли нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, за такие действия предусмотрена ответственность вышеуказанной статьей Уголовного кодекса.

На основании ст. 342-2 УК РБ наступает уголовная ответственность за неоднократное нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

Согласно данной статьи нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, в том числе публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий), если это деяние совершено неоднократно, - наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Для целей настоящей статьи деяние признается совершенным лицом неоднократно, если это лицо дважды в течение одного года подвергалось административному взысканию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 24.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, и в течение года после наложения второго административного взыскания за такие деяния вновь нарушило порядок организации или проведения массовых мероприятий.

На основании ст. 361 УК РБ призывы к мерам ограничительного характера (санкциям), иным действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь влекут уголовную ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 361 УК РБ публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Республики Беларусь, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе на применение мер ограничительного характера (санкций) в отношении Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет со штрафом или без штрафа.

На основании ч. 2 ст. 361 УК РБ наступает ответственность за призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной организации, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе на применение мер ограничительного характера (санкций) в отношении Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления, что влечет наказание в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом или без штрафа.

Согласно ч. 3 ст. 361 УК РБ действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от четырех до двенадцати лет со штрафом или без штрафа.

Статья 369-3 УК РБ предусматривает уголовную ответственность за публичные призывы к организации или проведению незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях

Ответственность в виде  ареста, или ограничения свободы на срок до пяти лет, или лишения свободы на тот же срок наступает за публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения, либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения, либо иная организация или проведение таких массовых мероприятий, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 293 и 342 настоящего Кодекса.

Следует помнить о том, что каждый человек отвечает за свои действия и может их контролировать, каждый человек принимает решение о том, каким образом ему следует поступить в той или иной ситуации.

Каждый из нас, находясь в сети Интернет, должен понимать, что влекут за собой его действия как пользователя социальными сетями. Лайк, репост, пересылка, хранение той или иной информации, подписка на определенный ресурс в зависимости от конкретных обстоятельств, могут быть расценены как то или иное правонарушение или преступление.

Только действуя в соответствии с принятыми в государстве правовыми нормами, не нарушая их, понимая последствия действий и участия в том или ином мероприятии, граждане могут участвовать в общественной жизни, не причиняя вреда как себе, так и общественным интересам.

 


Добавить комментарий
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено